Я занимаю должность директора школы. Являюсь ли я муниципальной служащей?
Designed by stockking/freepik
Чтобы стать директором школы, кандидат на эту должность должен доказать, что соответствует этой должности, вне зависимости от своей квалификации и стажа работы в качестве учителя. Аттестация директоров не имеет ничего общего с обязательной аттестацией педагогов и проводится отдельно.
Зачем нужна аттестация на должность директора школы
Порядок и сроки проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций установлен приказом Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2015 г. №240. Им определены в том числе цели аттестации для директоров школ:
-
Проверка знаний кандидата при трудоустройстве;
-
Оценка соответствия занимаемой должности;
-
Стимулирование профессионального роста директоров;
-
Повышение эффективности подбора кандидатов на должность директора.
Возглавить школу может только педагог с определенными качествами и навыками, присущими руководителю. Он должен уметь общаться и с родителями, и с педагогическим коллективом, правильно организуя его работу, и с надзорными органами, и с представителями органов власти.
Designed by freepik
Соответственно, аттестация директоров школ может проводиться в трех ситуациях:
- Перед подписанием трудового договора (первичная аттестация);
- Для проверки на соответствие занимаемой должности (проводится в первый год работы);
- Квалификационная проверка каждые 5 лет.
Освобожденные от аттестации
Есть некоторые категории руководителей, которые могут быть освобождены от обязательной аттестации:
- Беременные и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (здесь аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);
- Назначенные на должность личным приказом Президента или приказом правительства;
- Проработавшие на должности меньше года.
Кому могут отказать в аттестации
Законодательством предусмотрено три ситуации, когда кандидата на должность директора могут не допустить до аттестации:
- Если он был уволен по ст. 278 или ст. 81 Трудового кодекса РФ в течение последних 3 лет;
- Если он не соответствует профстандарту или не имеет достаточного педагогического стажа (минимум 5 лет);
- Если он не имеет права заниматься педагогической или трудовой деятельностью по медицинским или нормативным показаниям (например, при наличии непогашенной судимости).
Существует определенный порядок проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций. Начинается всё с формирования аттестационной комиссии и прописывания процедуры. Далее должен быть обязательно издан документ, где будут обозначены все этапы и правила её прохождения.
Надо отметить, что по закону аттестацией занимается учредитель школы, например, Министерство просвещения, Правительство РФ, органы муниципальной власти и т.д. Поэтому регламенты, которые они составляют, могут отличаться друг от друга.
Минобразования, разумеется, составляет свои методические рекомендации, как надо правильно проверять знания и кого допускать до аттестации. Однако, конкретные правила всё-таки устанавливают учредители.
Далее комиссия отбирает кандидатов, просматривает их личные дела и характеристики с мест предыдущей работы. Эта процедура также должна определяться регламентом: сроки, требования и т.д.
- Педагогика
- Педагог-психолог
- АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ»
- Дистанционная, Профессиональная переподготовка
В качестве кандидатов, как правило, выбирают либо педагогов школы, либо действующих руководителей, например, завуча или заместителя директора. Разумеется, и действующий директор также может имеет право пройти повторную аттестацию.
На третьем этапе комиссия получает полную информацию о том, как будет проходить процедура, и уведомляет кандидатов о предстоящем мероприятии. Получить уведомление они должны не позднее, чем за неделю до аттестационного экзамена.
Далее комиссия издает соответствующий приказ и извещает об этом кандидатов, с текстом приказа и всеми условиями аттестации они обязаны ознакомиться не позднее чем за 14 дней до экзамена. Ну а действующий директор, который проходит аттестацию повторно, должен это сделать и вовсе за месяц до самого мероприятия.
Сам аттестационный экзамен проходит в два этапа:
- Тестирование;
- Собеседование.
Как проходит тестирование
Тестовая часть выполняется письменно в присутствии членов комиссии, на выполнение обычно дается 1 час. В самом тесте, как правило, 50 вопросов, разделенных на блоки: организационная часть работы директора, знание законодательства, психолого-педагогическая подготовка и т.д.
Кандидат должен верно ответить не менее чем на 2/3 вопросов в тесте, чтобы быть допущенным ко второй части экзамена — собеседованию.
Некоторые кандидаты могут быть освобождены от тестовой части, но только в одном случае: если они являются победителями федеральных конкурсов среди педагогов и руководителей, таких как «Учитель года».
Designed by stockking/freepik
Что спрашивают на собеседовании
Если кандидат успешно преодолел первый этап, его допускают до устной части — собеседования. Её проводят непосредственно члены аттестационной комиссии, например, чиновники местного Департамента образования.
Задача — оценить, насколько профессионально будет себя вести будущий директор в типовых школьных ситуациях. Спрашивать могут, о чем угодно: как руководитель будет вести себя с трудными учениками, как директор собирается устанавливать хорошие взаимоотношения с персоналом и родителями, разрешать возможные конфликты и так далее.
- Кандидату нужно отвечать уверенно и четко, желательно при этом подкреплять свои доводы ссылками на нужные нормативные источники и педагогические практики.
- Разумеется, кандидат в руководители школы может быть допущен до аттестации только в том случае, если имеет на руках необходимые документальные свидетельства пригодности на эту должность.
- Конкретный пакет документов может быть разным, поскольку порядок прохождения аттестации может отличаться. Но в общих чертах он выглядит так:
-
Заявление на прохождение аттестации;
-
Согласие на обработку персональных данных;
-
Отчет о годовой работе и выписка из решения о его рассмотрении;
-
Отзыв куратора, который осуществляет надзор за школой с характеристикой на директора, результатах работы школы, ошибках в работе и причинах их возникновения. В большинстве случаев в роли такового выступает замначальника муниципального департамента образования и науки.
Соискатель на должность директора (трудоустраивается впервые) предоставляет также:
-
Документ об образовании (диплом);
-
Трудовую книжку для подтверждения стажа и опыта работы в школе;
-
Документы о повышении квалификации и предыдущей аттестации (если есть);
-
Копию паспорта гражданина РФ и иные документы на усмотрение учредителя.
Что делать, если директор школы не прошёл аттестацию?
Бывает, что директор не был допущен до аттестации или попросту «завалил» экзамен. Как быть в таком случае? Во-первых, общеобразовательное учреждение не останется без руководителя: временно его обязанности будет выполнять зам или завуч школы.
Во-вторых, сам работник по закону не соответствует занимаемой должности и может быть уволен руководством согласно Пункту 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Специальной процедуры увольнения директоров школ не предусмотрено, так что оно проводится на общих основаниях.
Однако сначала учредитель должен предложить директору место в той же образовательной организации на нижестоящей должности, если таковая есть. Например, педагогом или методическим работником. На такое предложение работник должен ответить отказом или согласием в письменной форме. Ну а далее работодатель оформляет соответствующий приказ. В дальнейшем аттестационный экзамен можно пересдать.
Вопрос — ответ
Кто назначает директора школы?
В соответствии с ФЗ «Об образовании» директор школы избирается общим собранием работников или конференцией с последующим утверждением кандидата со стороны учредителя общеобразовательной организации. Также он может быть назначен напрямую учредителем, например, местными органами сферы образования.
Какой стаж нужен, чтобы стать директором школы?
Чтобы быть допущенным к аттестации и занять должность директора школы, нужно проработать педагогом (воспитателем) не менее 5 лет.
Какое образование нужно директору школы?
Перечень критериев к кандидату на должность директора школы перечислен в профстандарте для руководителей образовательных организаций. Чтобы возглавить школу, необходимо иметь два образования: в сфере педагогики и в сфере управления.
Получить их можно несколькими способами, например, окончить магистратуру по направлению «Образование и педагогические науки», а затем пройти профессиональную переподготовку в области управления персоналом, государственного и муниципального управления или менеджмента
До какого возраста можно работать директором школы?
Предельный возраст пребывания на руководящей должности в общеобразовательном учреждении, обозначенный Трудовым кодексом РФ, составляет 70 лет
Автор статьи Юркин Алексей
Инструкция: увольнение со службы муниципального служащего
Определение находим в статье 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ: так называют работника, который занимает муниципальную должность в органе власти местного уровня. Работа на такой должности регулируется местными нормативными актами, а вознаграждение за труд выплачивается ему из местного бюджета.
Нельзя отождествлять гражданских служащих, которые работают в органах федеральной государственной власти и органах власти субъектов Российской Федерации, и местных служащих — это две отдельные системы. Муниципальная служба не является подвидом государственной гражданской службы и регулируется специальными законодательными актами.
Как регулируется увольнение муниципальных служащих
Главным законом, регулирующим общие правила вступления в трудовые отношения и освобождения от должности сотрудников, является Трудовой кодекс РФ. Вопросам увольнения посвящена глава 13.
Специальным законом, устанавливающим особенности, применимые только к местным служащим, является Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Статья 19 указанного закона содержит специальные условия освобождения от должностей местных служащих. Они применяются только к этой категории работников.
Причины увольнения муниципальных служащих
С местной службы гражданин увольняется по общим основаниям, установленным Трудовым кодексом РФ, и к нему применяют специальные основания для увольнения муниципального служащего. Общие основания собрали в таблице:
ст. 78 ТК РФ | Соглашение сторон | Трудовой договор расторгается в любой момент, если к тому есть волеизъявление и сотрудника и работодателя |
ст. 79 ТК РФ | Истечение срока договора | По общему правилу, трудовой договор — бессрочный, но в ст. 59 ТК РФ установлено ограниченное количество случаев, когда договор заключается на определенный срок, например, на время отсутствия основного сотрудника. Истечение срока договора ведет к освобождению от должности сотрудника |
ст. 80 ТК РФ | По инициативе работника | Решение о прекращении трудовых отношений принимает сам сотрудник, о чем подает соответствующее заявление |
ст. 71 и 81 ТК РФ | По инициативе работодателя | Увольнение по инициативе работодателя требуется обосновать. Трудовой кодекс устанавливает закрытый перечень случаев, когда работник освобождается от должности, реализации каждого из этих случаев должна сопутствовать определенная процедура |
ст. 83 ТК РФ | По обстоятельствам, не зависящим от воли сторон | К таким обстоятельствам относятся, например, призыв работника на военную службу, его смерть, восстановление на работе гражданина, ранее занимавшего эту должность, чрезвычайная ситуация |
Трудовой кодекс РФ в ст. 75 содержит основание для увольнения руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера, если в организации сменился собственник. Спорным является вопрос, относятся ли к этому основанию случаи увольнения муниципальных служащих при смене руководства органа власти.
Основанием для увольнения является смена собственника. В случае местного органа это приватизация имущества из муниципальной собственности в частную.
Если в организации просто сменился руководитель либо даже местный орган реорганизован, у него изменилась подведомственность, форма собственности осталась прежней, оснований для кадровых перестановок нет.
Специальными основаниями для освобождения от должности муниципального служащего являются:
Достижения предельного возраста нахождения на муниципальной службе | Пункт 2 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает предельный возраст службы в 65 лет. Статья 19 того же закона позволяет расторгнуть трудовой договор с сотрудником, достигшим этого возраста. Продлить срок пребывания на работе можно, но единовременно только на один год. Количество продлений не регламентировано, поэтому продлевать срок работы допустимо сколь угодно долго по согласованию с работодателем |
Утрата гражданства РФ или государства, граждане которых находятся на муниципальной службе в РФ | По общему правилу, местными служащими являются только граждане РФ, но с рядом иностранных государств, в том числе Белоруссией и Арменией, у России есть международные соглашения, позволяющие их гражданам участвовать в российском местном управлении |
Несоблюдение ограничений | Федеральным законом № 25-ФЗ установлен перечень ограничений, которых обязан придерживаться местный служащий, например, он не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, занимать государственные должности или оплачиваемые должности в профсоюзе или избирательном органе |
Дисквалификация | Это вид административных наказаний за совершение, например, административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.63 КоАП РФ. Наложение такой меры исключает возможность работы гражданина на должности |
Уволенного из-за утраты доверия включают в специальный реестр! Снова поступить на муниципальную службу такой работник не сможет.
1. Как оформить соглашение о расторжении трудового договора
По соглашению сторон трудовой договор может быть расторгнут в любое время в срок, определенный сторонами. Это следует из совокупности положений ст. 78 ТК РФ, п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2. Инициатором расторжения договора по данному основанию может являться как работник, так и работодатель.
Читать дальше
Сроки для увольнения
Срок расторжения отношений с муниципальным служащим зависит от основания, по которому это происходит:
- Если основанием является сокращение численности штата, предупредить сотрудника необходимо как минимум за два месяца.
- Если сотрудник увольняется добровольно, вся процедура займет две недели.
- По соглашению сторон трудовой договор расторгается в течение периода, о котором договорятся работник и работодатель. Допустимо сокращение периода увольнения до одного дня.
- В связи с утратой доверия и при неоднократном неисполнении должностных обязанностей — не менее двух рабочих дней. Увольнение по этим основаниям является дисциплинарным взысканием. Прежде чем его применить, работодатель обязан затребовать у работника письменное разъяснение. На его предоставление работнику дается два рабочих дня. Издавать приказ об увольнении до истечения этого срока является нарушением трудовых прав работника.
- В случае достижения предельного возраста увольнение оформляется со дня, следующего за днем рождения служащего. Законодательно не оговаривается специальная процедура уведомления о грядущем расторжении договора с сотрудником, но следуя соображениям деловой этики, работодателю стоит заблаговременно известить сотрудника о том, что договор с ним не продлят после наступления предельного возраста.
Как оформляется увольнение муниципального служащего
Процедура снятия с должности состоит из этапов:
- Выявление и документальное оформление оснований.
- Издание приказа.
- Оформление записи в трудовой книжке гражданина и выдача всех документов.
- Полный расчет.
Например, увольнение муниципального служащего по собственному желанию предполагает следующую последовательность действий.
Шаг 1. Муниципальный служащий подает заявление.
Оно не имеет строго определенной формы, сотрудник составляет его в том виде, в котором считает нужным. Важно, чтобы в документе было четко выражено намерение уволиться и дата, с которой трудовые отношения будут прекращены.
Скачать
Шаг 2. Передача дел.
На следующий день после дня подачи заявления начинает течь двухнедельный срок отработки. Работодатель ищет увольняющемуся сотруднику замену, а тот заканчивает и передает дела.
Шаг 3. Работодатель оформляет приказ об увольнении муниципального служащего по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.
Скачать
Шаг 4. В последний день работы в трудовой книжке делают отметку об увольнении. Ее и остальные документы сотрудника выдают ему на руки.
Шаг 5. Полный расчет. Все причитающиеся деньги нужно выдать в последний рабочий день.
Выплаты и компенсации муниципальным служащим
При увольнении гражданину выплачиваются:
- заработная плата за отработанную часть месяца с учетом всех регулярных надбавок и регулярных премий;
- компенсация неотгулянного ежегодного отпуска;
- выходное пособие при увольнении муниципального служащего, если он сокращен в связи с уменьшением штата или расформированием органа власти.
Гарантии для муниципальных служащих при увольнении
Гарантии предоставляются в случае, если расторжение трудового договора происходит в связи с ликвидацией или расформированием органа власти.
Тогда работодатель обязан предоставить работнику возможность либо перевестись на другую, более низкооплачиваемую должность, либо дать информацию о возможности трудоустройства в другом органе власти.
Если работник отказывается от предоставленных возможностей, оформляется расторжение.
Увольнение осужденного к лишению свободы
В пп. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ сказано, что гражданин, осужденный к лишению свободы, не вправе оставаться на местной службе.
Трудовой кодекс РФ относит осуждение сотрудника к лишению свободы к основаниям расторжения договора, не зависящим от воли сторон. Расторжение трудовых отношений в связи с приговором реализуется только после вступления в силу решения суда. Вступившее в силу решение становится для работодателя основанием для расторжения трудового договора.
Работодатель издает приказ и под подпись ознакомит с ним муниципального служащего. Если ознакомление невозможно из-за того, что сотрудник находится в местах лишения свободы, об этом делается отметка в приказе со ссылкой на решение.
В трудовой книжке сотрудника причина прекращения трудовых отношений указывается со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
Особенности для полиции
Является ли директор школы муниципальным служащим? — Консультации Юриста
Директор школы не является ни муниципальным, ни государственным гражданским служащим. Разберемся почему, а также выясним распространяются ли на него запреты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон) муниципальным служащим является гражданин, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы.
К должностям муниципальной службы в силу статьи 6 названного Закона относятся должности, занимаемые либо в органах местного самоуправления, либо в аппарате муниципальной избирательной комиссии.
Муниципальная школа не является органом местного самоуправления. Школа является муниципальным учреждением, то есть некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием.
Другими словами, местная администрация является учредителем (создателем) школы.
Согласно пункту 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет общее руководство деятельностью образовательной организации, несет личную ответственность.
Директор школы не муниципальный служащий
То есть, должность директора школы создается для руководства учреждением, реализации гражданских прав и обязанностей от имени и в интересах школы.
Несмотря на то, что фактическим работодателем директора является муниципалитет и заработная плата ему поступает из средств местного бюджета, тем не менее, директор не занимает должности в муниципальном органе и не обеспечивает исполнение полномочий такого органа. Следовательно, директора школы нельзя относить к муниципальным служащим.
В каждом субъекте Российской Федерации утверждается реестр должностей муниципальной службы, то есть перечень наименований таких должностей, классифицированных по органам местного самоуправления, группам и функциональным признакам должностей (например, в г.
Москве такой реестр содержится в приложении № 5 к Закону г. Москвы от 22 октября 2008 г. № 50 «О муниципальной службе в городе Москве»).
Например, глава администрации муниципального округа, начальник отдела, заведующий сектором, советник, консультант, главный специалист, ведущий специалист, специалисты I, II категории.
Ни в одном из таких реестров не значится должность руководителя муниципального учреждения, кем и является директор школы. Исходя из смысла статей 6-7 Закона если должность в реестре не значится, то она не относится к муниципальным должностям.
Директор осуществляет свою деятельность на основании обычного трудового договора. Порядок назначения на должность директора школы, срок полномочий и компетенция устанавливаются уставом, который утверждается местным органов власти.
Запреты и ограничения, связанные с замещением должностей муниципальной службы, на директора школы не распространяются.
Вместе с тем, поскольку директор школы является руководителем муниципального учреждения, рядом законов на него налагаются аналогичные обязанности.
В частности, частью 1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязывает лиц, замещающих должности руководителей муниципальных учреждений предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Статья 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» запрещает занимать одновременно должности ректора и директора образовательной организации.
Таким образом, директор школы не является муниципальным служащим. Установленные статьей 14 Закона запреты заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, участвовать в управлении коммерческой организацией на директора школы не распространяются.
Консультации — Профсоюз — Главная — Официальный сайт Режевского городского округа
ВОПРОС: Я муниципальный служащий, имею классный чин и т.п., но при этом существуют некие ограничения относящиеся к муниципальной службе. Имею ли я право участвовать в митинге за поддержку какой-либо партии?
- ОТВЕТ: 1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:
- — использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;
- — использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
- — использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;
- — создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;
- — использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.
ВОПРОС: Может ли преподавать муниципальный служащий? Если может, то имеет ли какие-либо льготы (например: сокращенный рабочий день)?
ОТВЕТ: преподавать может но это не должно сказываться на основной работе, только в нерабочее время.
Учусь на заочном отделении в высшем учебном заведении по специальности юриспруденция. Имею ли я право не проходить очередную аттестацию как муниципальный служащий, предоставив итоги последней сессии? Или засчитать учебу в институте как повышение квалификации?
ОТВЕТ: Учеба (заочно) не освобождает муниципального служащего от обязанности прохождения очередной аттестации. На повышение квалификации муниципальный служащий может быть направлен после окончания ВУЗа, либо по его желанию во время учебы.
- ОТВЕТ: Может ли в подчинении муниципального служащего работать другой муниципальный служащий, приходящийся ему родственником?
- Существует ограничение для муниципальных служащих: гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
- ВОПРОС: Может ли администрация муниципального образования принимать на работу на должности муниципальной службы заместителя главы администрации, главного, ведущего специалистов без объявления и проведения конкурсов на замещение вакантных должностей?
ОТВЕТ: Основным из принципов муниципальной службы, изложенных в статье 4 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» является обеспечение равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе. Этот принцип развивается и в других статьях Федерального закона № 25-ФЗ.
Так, часть 2 статьи 16 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает, что при поступлении на муниципальную службу не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Реализация вышеуказанного принципа возможна при проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. В муниципальном правовом акте указываются группы должностей, к которым применяются конкурсные процедуры (либо к которым они не применяются). Вместе с тем, статья 17 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает право, а не обязанность проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы.
ВОПРОС: Обязательно ли для Главы МО иметь высшее образование?
ОТВЕТ: Статус и требования к главе муниципального образования регулируются Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а также законами субъектов РФ о выборах глав муниципальных образований. Указанными законами не предъявляются требования к образовательному уровню глав муниципальных образований, что отличает их от муниципальных служащих (в частности, существует требование наличия высшего образования для главы местной администрации, назначаемого по контракту). В связи с этим для главы муниципального образования, избираемого населением либо из состава представительного органа муниципального образования, наличие высшего образования не обязательно.
ВОПРОС: Является ли руководитель муниципального унитарного предприятия муниципальным служащим? Может ли он быть депутатом на непостоянной основе?
ОТВЕТ: Согласно Федеральному закону от 02.03.2007 г.
№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к должностям муниципальной службы относятся должности в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Муниципальное унитарное предприятие не является органом местного самоуправления, в связи с чем должность руководителя МУПа не может быть отнесена к должностям муниципальной службы, а сам руководитель МУПа не может являться муниципальным служащим. Что касается возможности руководителя МУПа быть депутатом на непостоянной основе, то Федеральный закон № 131-ФЗ таких ограничений не содержит.
- ВОПРОС: Какой классный чин должен быть присвоен муниципальному служащему, имеющему классный чин государственной гражданской службы, в случае если он замещает должность муниципальной службы, относящейся к младшей группе должностей?
- ОТВЕТ: Муниципальному служащему, имеющему классный чин государственной гражданской службы, в случае, если он замещает должность муниципальной службы младшей группы, несмотря на наличие классного чина государственной гражданской службы, классный чин присваивается в общем порядке.
- ВОПРОС: Обязан ли работодатель привлекать муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в случае внесения прокурором представления с соответствующим требованием?
ОТВЕТ: Согласно позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27.02.2008 за четвертый квартал 2007 года полномочию прокурора вносить представление корреспондирует обязанность должностного лица рассмотреть его.
Порядок же исполнения представлений прокурора определяется работодателем самостоятельно, поскольку иное (требования, содержащиеся в представлении прокурора, в том числе об увольнении определенных работников) означает вмешательство в право работодателя принимать необходимые кадровые решения по своему усмотрению.
ВОПРОС: Установлены ли действующим законодательством нормы продолжительности неполного рабочего времени для женщин, имеющих детей?
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 4 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 года № 111/8-51 «Об утверждении Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время» неполное рабочее время может быть установлено по соглашению сторон как без ограничения срока, так и на любой, удобный для работницы срок: до достижения ребенком определенного возраста, на период учебного года и т.д.
- Согласно пункту 8 рассматриваемого постановления режимы труда, устанавливаемые при работе с неполным рабочим временем, могут предусматривать:
- сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов во все дни рабочей недели;
- сокращение количества рабочих дней в неделю при сохранении нормальной продолжительности ежедневной работы (смены);
- сокращение продолжительности ежедневной работы (смены на определенное количество рабочих часов при одновременном сокращении количества рабочих дней в неделю.
Указанные режимы труда могут предусматривать разделение продолжительности ежедневной работы на части, например, доставка утренней и вечерней почты, продажа газет и журналов и т.д.
- При установлении режимов труда с неполным рабочим временем, предусмотренных настоящим пунктом, продолжительность рабочего дня (смены), как правило, не должна быть менее 4 часов и рабочей недели — менее 20 — 24 часов соответственно при пяти- и шестидневной неделе.
- В зависимости от конкретных производственных условий может быть установлена иная продолжительность рабочего времени.
- ВОПРОС: Какие документы предоставляются лицом, поступающим на муниципальную службу?
- ОТВЕТ: Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:
- 1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
- 2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- 3) паспорт;
- 4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
- 5) документ об образовании;
- 6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
- 7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
- 8) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- 9) заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
- 10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- 11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
У глав муниципальных образований и мэров появятся новые возможности совмещения должностей
У глав муниципальных образований и мэров городов появится возможность одновременно занимать государственные должности федерального и регионального уровней. Местный депутат сможет не только исполнять полномочия в своем муниципалитете, но и быть депутатом или даже главой в другом. Эти и другие благоприятные поправки предусмотрены в Федеральном законе от 19.11.2021 № 376-ФЗ.
Новый закон вводит важные правила для муниципальных финансовых органов. В проверках на соответствие кандидатов на должность руководителя квалификационным требованиям теперь будет участвовать региональный финансовый орган. Но эти изменения затронут не все муниципальные образования.
Документ: Изменения внесены в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Мэры смогут стать депутатами государственных уровней власти и сенаторами
Для выборных должностных лиц местного самоуправления предусмотрен запрет на совмещение должностей (ч. 6 ст. 40 Закона № 131-ФЗ). Они не вправе занимать государственные должности федерального и регионального уровней.
В том числе не могут быть сенаторами, депутатами Госдумы и региональных законодательных органов госвласти. Нельзя им занимать и должности государственной гражданской, а также муниципальной службы. Раньше этот запрет был полным, без исключений. В новой редакции статьи 40 Закона № 131-ФЗ правило станет менее жестким.
Выборные должностные лица МСУ будут обязаны соблюдать запрет, если иное не установлено федеральными законами.
Поправки означают, что у глав муниципальных образований и мэров городов появится возможность стать депутатами Госдумы и региональных органов власти, а также сенаторами.
Глава или мэр будет вправе воспользоваться этой возможностью, если ее предусмотрят в любых федеральных законах кроме Закона № 131-ФЗ. Такая норма существовала, когда действовал Федеральный закон от 28.08.
1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Новое правило позволит выстроить эффективное взаимодействие муниципальных, региональных и федеральных органов власти.
Кроме того, данная новация может благоприятно отразиться на социально-экономическом развитии муниципальных образований. Сегодня отсутствие органов МСУ в системе государственной власти создает проблемы.
Их законодательные инициативы зачастую игнорируются либо отклоняются уже в первом чтении.
Теперь можно быть депутатом в одном муниципальном образовании и главой в другом
Исключен запрет для депутатов местных представительных органов одновременно исполнять полномочия депутата или выборного должностного лица МСУ в другом муниципалитете. Это тоже позитивное изменение.
Если в одном муниципальном образовании есть грамотный и компетентный депутат, который хорошо разбирается в муниципальных проблемах, он может принести пользу и соседям — например, в другом поселении или районе.
Раньше запрет для депутатов был установлен в части 6 статьи 40 Закона № 131-ФЗ.
Мэр города сможет быть депутатом городской думы, если это установлено федеральными законами
Раньше в части 6 статьи 40 Закона № 131-ФЗ было указано, что выборное должностное лицо МСУ не вправе одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования. Запрет был полным. Теперь предусмотрено исключение — случаи, установленные Законом № 131-ФЗ и другими федеральными законами.
Из-за новых правил могут возникать ситуации, когда в результате поправок к Закону № 131-ФЗ или принятия иных федеральных законов данный запрет будет снят. Например, мэр города получит право одновременно быть и депутатом городской думы.
Изменение благоприятно для органов МСУ. Присутствие главы муниципального образования в составе представительного органа этого же муниципалитета позволит более компетентно и оперативно решать вопросы местного значения. Снизится риск возникновения непреодолимых противоречий между главой муниципального образования и местным парламентом.
Региональные чиновники начнут участвовать в проверках будущих руководителей муниципальных финорганов
На заметку: Порядок участия в проверке финансового органа субъекта РФ каждый регион установит своим законом
Изменились правила проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя муниципального финансового органа квалификационным требованиям (ч. 5 ст. 52 Закона № 131-ФЗ). Теперь в таких проверках будут участвовать региональные финансовые органы. Изменение коснется муниципальных районов, муниципальных и городских округов.
Поправка обеспечит единство подходов к назначению руководителей финансовых органов публичных образований.
Так, в проверках на соответствие квалификационным требованиям руководителя регионального финансового органа участвует Минфин (п. 11 ст. 2622 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ).
Теперь схожий порядок начнет действовать и в отношении руководителя финансового органа муниципалитета.
На заметку:
Особенности МСУ на федеральных территориях будут устанавливаться федеральными законами
Закон № 131-ФЗ дополнен статьей 82.7. В ней предусмотрено, что особенности осуществления местного самоуправления на федеральных территориях устанавливаются только федеральными законами.
На территории России в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории (п. 1 ст. 67 Конституции). Организация публичной власти на них устанавливается этим федеральным законом.
Поскольку местное самоуправление — одна из составляющих публичной власти, было логично установить особенности его осуществления на федеральных территориях в Законе № 131-ФЗ.
В то же время определение порядка в специальном федеральном законе соответствует статье 4 Закона № 131-ФЗ, согласно которой правовую основу местного самоуправления в России составляет не только Закон № 131-ФЗ, но и другие федеральные законы.