Работаю водителем-инкассатором. Кто должен оплачивать водительскую мед.комиссию? Работодатель говорит, что я сам должен!
Медицинская справка — обязательный документ для тех, кто обучается на права. Без него Госавтоинспекция не выдаст водительское удостоверение. Задуматься о получении медсправки стоит заранее, еще на этапе изучения теории. Многие автошколы требуют ее перед тем, как допустить курсанта до практических занятий.
В этом материале расскажем, где получить справку для водительского удостоверения, как она выглядит и в какую стоимость обойдется.
Автошкола обычно предлагает обследоваться в клинике, располагающейся на территории подразделения дорожной инспекции. Причём нередко выпускников уверяют, что это единственный вариант, где можно получить справку. Это не так, и каждый водитель сам вправе выбрать, где ему делать документ.
Пройти врачей можно в любой медицинской организации — и в государственной, и в частной клинике. Если вы выберете медучреждение ГИБДД, вам не нужно будет выяснять, уполномочено ли оно делать справки на права.
Если вы предпочтете платную клинику, обязательно запросите у ее работников лицензию. Если разрешения у клиники нет, документ, подтверждающий то, что вы пошли медкомиссию, будет считаться недействительным.
Также читайте: Где и как получить водительское удостоверение
Список специалистов, проводящих медицинское обследование, определяется категорией прав, которые вы получаете. Будущим обладателям категории А, А1, В, В1, ВЕ или М потребуется обследоваться у:
- терапевта;
- офтальмолога;
- психиатра;
- нарколога.
Психиатра и нарколога посещают отдельно. Они принимают в диспансере по месту, где вы прописаны. Более подробнее об этом мы рассказывали в данной статье.
- Каждый специалист поставит свою подпись в справке и напишет заключение о том, допускаетесь ли вы к управлению ТС.
- Также читайте: Противопоказания к вождению автомобиля
- Всего же по итогу медицинских обследований у вас должно быть три справки:
- общая (с заключением терапевта и офтальмолога);
- от нарколога;
- от психиатра.
Если вы получаете права на управление грузовым или пассажирским транспортом, а также трамваем или троллейбусом (категории С, D, CE, DE, Tm, Tb и их подкатегории), к вышеуказанному списку медиков также добавляется невролог и лор.
Готовый документ нужно предоставить администратору автошколы, где вы обучались. Он, в свою очередь, направит их в ГИБДД.
Также читайте: Ограничения по зрению для получения прав
Порядок прохождения медкомиссии следующий. Сначала вы обследуетесь у психиатра и нарколога и получаете от них документ о том, что вы не состоите на учёте.
Затем нужно посетить офтальмолога, лора и других врачей и только в конце — терапевта. Он вынесет финальное заключение и при необходимости направит на допобследование.
Завершающим этапом станет постановка печати на справке. Её проставляют в регистратуре поликлиники.
Что касается сроков, то пройти медкомиссию на водительские права с наркологом можно за три-четыре дня. На это влияет занятость и часы приёма докторов.
Пройти медосмотр в частных клиниках можно за две тысячи рублей. Государственные больницы оказывают услуги дешевле – от 1300 рублей.
Осмотр всех врачей длится не более 20 минут, если обращаться в частную или государственную клинику, и не более часа в учреждении ГИБДД от автошколы. К последним курсанты идут в определенный день в назначенное время, поэтому вам придётся посидеть в очереди. Тем не менее стоимость получения медсправки у медиков ГИБДД не дешевле. Она стоит также от двух тысяч рублей.
Также читайте: Как получить налоговый вычет за обучение в автошколе
Образец справки для получения ВУ выглядит так:
В шапке указывается наименование, адрес и лицензия медицинской организации, выдавшей данное заключение. Далее прописывается серия и номер паспорта, а также ФИО, дата рождения и адрес прописки водителя. Также в медсправке отмечается дата выдачи документа.
На второй странице прописывается заключение об отсутствии противопоказаний, и указывается категория прав, которые получит водитель. В конце врача, выдавший медицинское заключение, прописывает свои ФИО и ставит подпись.
Также читайте: Как через Госуслуги записаться на получение прав
ВУ положено менять раз в десять лет, поэтому некоторые автомобилисты считают, что срок действия медсправки такой же. Но это не так.
Согласно закону, медсправка для категорий A, B, C, D и E действует всего два года. Для профессиональных водителей сроки ещё меньше. Таким автомобилистам нужно каждый год подтверждать состояние их здоровья.
Также с 2016 года введено изменение, касающееся автолюбителей, потерявших права. Если срок действия медсправки и ВУ не истек, им не придется заново проходить медкомиссию.
Если автомобилист лишился прав за езду в нетрезвом состоянии или потерял удостоверение старше десяти лет, то справку нужно будет сделать заново. Новый документ также потребуется, если вы измените фамилию или будете получать международные водительские права.
После получения прав можно заняться поиском первого автомобиля. Из-за малого опыта высок риск мелких ДТП, поэтому лучше приобрести машину с пробегом. Мы подготовили цикл статей с обзорами подержанных автомобилей в нашем блоге. А чтобы не купить проблемную машину, проверьте историю автомобиля по госномеру ТС.
Когда найдете подходящий вариант и решитесь на покупку, перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета
Успехов в сдаче экзаменов и удачи в поисках первого автомобиля!
Также читайте: Для чего нужны и где действуют международные водительские права
"Частники и небольшие компании водителям уже не интересны" – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
← Дзен novayagazeta.ru
Предприниматель из Казани Константин потратил без малого три месяца на поиск водителя с открытой категорией СЕ и рассказал, почему частники и компании с небольшими автопарками не интересуют соискателей.
О дефиците водителей-дальнобойщиков перевозчик рассказал подписчикам своего Youtube-канала.
У автоперевозчиков много проблем: поломки, лизинги, кредиты, наше весёлое государство с новыми законами, налоговая и так далее. Но на сегодняшний день основным и самым существенным вопросом становится водительский состав. Если вы работаете на своей машине и думаете, что можно взять вторую, имейте ввиду: на категорию СЕ нанять водителя сложно, даже если предложить оклад чуть выше рынка.
Найти водителя категории С, если речь идёт о ГАЗонах или каких-то вменяемых иномарках на межгороде, тоже непросто. Но в сравнении с категорией СЕ в пять раз легче – потому что машины меньше, и страха у людей нет. В сегменте среднетоннажников велика текучка: люди приходят и уходят, они проще относятся к своей работе.
https://www.youtube.com/watch?v=QG24FwAaZ1k\u0026pp=ygXeAdCg0LDQsdC-0YLQsNGOINCy0L7QtNC40YLQtdC70LXQvC3QuNC90LrQsNGB0YHQsNGC0L7RgNC-0LwuINCa0YLQviDQtNC-0LvQttC10L0g0L7Qv9C70LDRh9C40LLQsNGC0Ywg0LLQvtC00LjRgtC10LvRjNGB0LrRg9GOINC80LXQtC7QutC-0LzQuNGB0YHQuNGOPyDQoNCw0LHQvtGC0L7QtNCw0YLQtdC70Ywg0LPQvtCy0L7RgNC40YIsINGH0YLQviDRjyDRgdCw0Lwg0LTQvtC70LbQtdC9IQ%3D%3D
Один водитель работал у меня на категории С, при этом категория СЕ у него была открыта. Я спрашивал: почему ты не хочешь сесть на фуру? Он отвечал, что лучше останется на пятитоннике, будет «просто кататься». Лишь спустя некоторое время он созрел для перехода на СЕ.
Компании, в которых до 10-20 (а возможно и до 50) машин, в которых нет службы подбора персонала и службы безопасности сталкиваются вот с какой проблемой. Водитель звонит по объявлению и начинает планомерно узнавать интересующие его сведения. Не ты с ним разговариваешь, не ты рассказываешь об условиях, а он планомерно расспрашивает тебя!
В первую очередь водителей интересует не ставка за километр, а направления и машина, на которой придётся работать. Модель машины отсекает очень многих водителей. Когда они узнают, что работать придётся на КАМАЗ-5490, робко спрашивают: автомат или ручка?
У нас город-миллионник, но мне приходится рассматривать не только саму Казань, но и близлежащие регионы. За два месяца я переговорил с 30-35 водителями, это были полноценные беседы. И каждая из них строилась одинаково: сперва водитель узнавал всю информацию, которая его интересовала, и только затем давал мне возможность задать вопросы.
Были и курьезные случаи. С одним из соискателей всё обсудили и начали договариваться о встрече. Каждый день он переносил дату – сегодня не получится, завтра не смогу. В итоге так и не приехал, хотя рекомендации были хорошие.
Еще один водитель пришел из крупной компании, у него тоже были хорошие рекомендации, мы беседовали с механиком.
Всё согласовали, устроили небольшой тест-драйв, поболтали за жизнь и оговорили условия оплаты – деньги за первый круг выдаются после завершения второго и так далее. Я говорю: сбрасывай документы на оформление.
Через день звонок: у меня сложная ситуация, мне к 15 числу нужно оплатить кредит, я не понимаю, как будет платиться зарплата… но мы ведь всё обсудили!
Третий звонок:
— По трудовой оформляете? — Конечно, всё согласно законодательству.— А можно не по трудовой?— Нет, у нас всё по ТК, акт приёмки-передачи… а в связи с чем вопрос?— А я тут на банкротство документы подал…— Спасибо, до свидания.
Водители могут меня ненавидеть, но ведь им доверяют сцепку с грузом – это огромные деньги! Однажды мы везли пятитонником из Петербурга в Москву груз на 50 миллионов рублей, а ставка была всего на 3 тысячи выше рынка – 19 тысяч с НДС. Нам сказали: это специальная электроника.
Водитель потом признался: как увидел в ТТН стоимость груза, выехал с загрузки и до выгрузки нигде не останавливался. Я потом даже по навигатору проверил: останавливался только на светофорах!
Испугался сам, а нас пугать не стал, признался позже, потому что ночь на дворе была.
Заказчик может сказать: груз ерунда, оборудование, но оборудование бывает разным. Станок может стоить 100 тысяч рублей, а может стоить миллион евро. И тут мне звонит человек и говорит, что подаёт на банкротство, но готов работать… извините, нет.
Последние два с половиной месяца я регулярно общаюсь с водителями, раз в 2-3 дня происходит один толковый разговор, после которого водитель, как правило, берёт тайм-аут. Мне кажется, что я чётко доношу информацию и рассказываю об условиях работы.
У нас нет гонок, я всегда проговариваю, что в зимний период нужно проезжать не больше 600-650 километров, что машины обслуживаются в сервисе, а водитель делает только мелочевку вроде замены лампочек и подкачки колес.
При разговоре всегда отмечаю, что доплачиваем за растентовки.
И всё равно мне непонятно, как заинтересовать водителей. Ставка – 5,5 рублей за километр и 800 рублей суточные. Однажды я психанул и повысил ставку до 6 рублей. Одно время был готов нанимать даже людей без опыта. Никакого эффекта, трындец!
Звонит соискатель: работает на самосвале, категория есть, сезон кончается и хочет попробовать работу на автопоезде. Я получил рекомендации, встретился с ним, пожали руки… и он пропал.
https://www.youtube.com/watch?v=QG24FwAaZ1k\u0026pp=YAHIAQE%3D
Звонит другой водитель, говорит – был свой бизнес, прогорел, права есть, хочу работать. Я говорю адрес офиса, прошу набрать за полчаса до приезда. Он тоже пропадает.
Рынок пришел к тому, что сейчас средняя зарплата дальнобойщиков с пробегом 15-16 тыс. километров в месяц приблизилась к 100 тысячам рублей.
Вы можете говорить, что таких зарплат нет, но если планомерно работать в нормальной организации и ездить чуть больше, чем позволяет РТО, соточка будет гарантирована.
Понятно, что Volvo, Scania, Mercedes или MAN – более комфортные и менее проблемные машины. Но даже с учетом повышенной ставки КАМАЗ-5490 остаётся для водителей препятствием.
Водители категории СЕ – мужики прожжённые, думающие. Дорога не любит дебилов и идиотов.
Встречаются, конечно, и среди них отмороженные люди, но в целом тут идёт профессиональный отбор, который оставляет разумных, адекватных профессионалов. И они не готовы просто так прыгнуть в омут с головой.
Дорога не любит торопыг, не любит скорых решений – всё должно быть размеренно, продуманно. Наверное, и мышление у водителей такое.
В СЕ не приходят ради больших заработков. Наверное, на начальном этапе многие рассматривают дальнобой как романтику, но романтика быстро становится рутиной.
Есть определенный процент людей, которые даже на сравнительно небольшой зарплате держатся у одного работодателя, потому что у него всё ровно и стабильно. Предпочитают синицу в руках.
Но в большинстве случаев люди мониторят рынок, общаются на стоянках, узнают, где сколько платят.
Для меня как обухом по башке было узнать, насколько сложно в 2020 году найти водителя на не особо ушатанный КАМАЗ, который еще поработает.
Если вы планируете расширяться или уходить на отдых, нанимая водителя, учтите этот фактор! Мы, частники, смотрим, что взять и понимаем, что больше КАМАЗа в лизинг взять не можем.
Берём его и возникают проблемы с водительским составом. Ведь водители привыкли к определенному качеству жизни в машине.
Для владельцев КАМАЗ-5490 – машина, на которой хорошо ездить самому. А на рынке труда мы, частники, не интересны, потому что не можем предложить свежую иномарку и социальные гарантии.
Поставьте себя на место водителя. Сравните крупную федеральную компанию и меня, частника. Машина ломается где-нибудь на Урале. Что я могу сделать? Найти сервис и сказать – езжай туда, решай проблему. А у федерала водитель позвонит механику и скажет ему – решайте проблему сами.
Если это «горячий» груз, приезжает другой тягач, машина перецепляется и водитель с чистыми руками садится в кабину.
А в моём случае он поднимет кабину, ничего не поймет, начнет искать эвакуатор, отвезёт её в сервис, будет пытаться проконтролировать процесс ремонта… И эти нюансы я, уважаемые водители категории СЕ, понимаю.
Я постоянно пересекаюсь с водителями, потому что сам вожу грузы. Я понимаю, насколько высок у них уровень интеллекта, восприятия.
Это очень размеренные, правильные, думающие люди, которые поняли, что дорога, как и жизнь, ошибок не прощает. Это комплимент, но вполне заслуженный, в основной массе водители-дальнобойщики именно такие.
Что для них 2 машины, 10 или 20 машин? Им нужен объем, стабильность.
Чего греха таить: рынок пришел к тому, что водитель – это сотрудник, доставляющий груз из точки А в точку В, занимающийся растентовкой и следящий за документами. Не механик, не слесарь!
Он выполняет саму функцию доставки груза и ни грамма больше. А мы, частники, сидим и чего-то еще от водителей требуем…
Имейте в виду: планируете расширяться – думайте в первую очередь не о технике, не об обслуживании, не о кредитах и лизингах. В 2020 году главная проблема – водительский состав категории СЕ, важнейшая составляющая бизнеса, всё остальное приходящее. Водитель выполняет функцию, за которую он хочет получать достойные деньги и работать в достойных условиях.
А у меня всё нормально: с водителем я наконец определился, и на следующей неделе КАМАЗ уходит в рейс. Камень с души упал!
- 23
- 238802
- article
- 2553a269-372b-eb11-bb9f-0cc47af30c1b
Кто и как должен оплачивать медосмотр при приеме на работу — СНТА
Работодатели очень часто отправляют вновь принятых работников на медосмотры. Работники проходят их сначала за свой счет. Работник не смог оплатить его и подал в суд на работодателя.
Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации по направлениям:
Работодатель требует пройти медосмотр за свой счет
Практика, когда работодатели просто отправляют вновь принятых работников на предварительные медосмотры за свой счёт, очень распространена в России. Работник идёт проходить медосмотр и оплачивает его сначала из своего кармана. Потом работодатель возмещает ему затраты.
Тоже самое произошло в случае с гражданином Л. Но в связи с тяжёлым материальным положением работник не смог оплатить медосмотр. Поэтому гражданин Л.
обратился в суд с требованием, признать незаконным бездействие работодателя, выразившееся в необеспечении прохождения истцом обязательного предварительного медицинского осмотра при поступлении на работу уборщиком территории с вредными и опасными факторами. Также работник потребовал взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 1 млн. рублей.
https://www.youtube.com/watch?v=iKzz6wqpZMQ\u0026pp=ygXeAdCg0LDQsdC-0YLQsNGOINCy0L7QtNC40YLQtdC70LXQvC3QuNC90LrQsNGB0YHQsNGC0L7RgNC-0LwuINCa0YLQviDQtNC-0LvQttC10L0g0L7Qv9C70LDRh9C40LLQsNGC0Ywg0LLQvtC00LjRgtC10LvRjNGB0LrRg9GOINC80LXQtC7QutC-0LzQuNGB0YHQuNGOPyDQoNCw0LHQvtGC0L7QtNCw0YLQtdC70Ywg0LPQvtCy0L7RgNC40YIsINGH0YLQviDRjyDRgdCw0Lwg0LTQvtC70LbQtdC9IQ%3D%3D
Районный суд Екатеринбурга частично удовлетворил исковые требования, обязав работодателя оплатить медосмотр работнику в течение 5 дней после вступления в силу судебного решения, а также возместить моральный вред в размере 1 тысяча рублей.
Закон не устанавливает форму оплаты предварительных медосмотров?
Работодатель не согласился с решением районного суда и подал апелляционную жалобу. В жалобе работодатель указал, что факта нарушения прав нет, так как закон не устанавливает форму и порядок оплаты предварительных медосмотров.
Суд апелляционной инстанции отметил, что изначально у работодателя не было возражений об обязанности по организации предварительных и периодических медосмотров. Такое возражение появилось только в апелляционной жалобе.
Но такой довод не согласуется с поведением работодателя, так как работодатель выдал направления на прохождение медосмотра. Соответственно, факт выдачи направления (согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.
2011 N 302н) указывает на обязанность работодателя по организации медосмотра.
На обязанность работодателя организовывать медицинские осмотры указывают 212 и 213 статья Трудового кодекса РФ.
Медосмотры должен оплачивать работодатель
Согласно положениям 212 статьи ТК РФ работодатель организовывает проведение за счет собственных средств:
- обязательные предварительные (при поступлении на работу),
- периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры,
- а также другие обязательные медицинские осмотры,
- обязательные психиатрические освидетельствования работников,
- внеочередные медицинские осмотры,
- обязательные психиатрические освидетельствования работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Доводы работодателя о том, что оплата предварительного медицинского осмотра должна производится в форме компенсации расходов истца по проведению медицинского осмотра обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку положениями трудового законодательства предварительный медицинский осмотр осуществляется за счет работодателя, а не за счет средств работника с последующей компенсации ему понесённых затрат.
Скачать Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 июля 2018 г. по делу № 33-12610/2018
Письмо Минфина о недопустимости оплаты медосмотров в порядке компенсации
Минфин опубликовал Письмо от 8 февраля 2018 г. N 03-15-06/7527, где разъяснил, что при приёме на работу работодатели не должны отправлять работников на медосмотры с последующей компенсацией расходов. Возмещение расходов на медосмотры, которые понесли работники, нарушают не только права трудящихся, но и другие нормы.
Доходы физлиц в качестве оплаты медосмотров освобождается от налогообложения
Минфин указывает, что те работодатели, которые оплачивают расходы на прохождение медосмотров в форме компенсаций (последующее возмещение), нарушают положения Налогового кодекса РФ. Так согласно пункту 10 статьи 217 Налогового кодекса РФ доходы физических лиц не облагаются налогом, если работодатель оплатил медицинские услуги:
- в форме безналичной оплаты работодателями медицинским организациям расходов на оказание медицинских услуг налогоплательщикам,
- а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям, законным представителям)
- или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в банках
- Выплата на медосмотры не облагаются страховыми взносами
- Подпункт 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса содержит исчерпывающий перечень законодательно установленных компенсационных выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами.
- Если организация возмещает своим работникам суммы расходов по оплате медицинских осмотров, то эти расходы должны облагаться страховыми взносами, так как они не являются компенсационными выплатами, предусмотренными Трудовым кодексом.
- Скачать Письмо Минфина «О проведении медосмотров при приеме на работу»
- А вот если работодатель оплачивает расходы на проведение медицинских осмотров работников в соответствии с положениями статьи 213 Трудового кодекса, то эти затраты являются производственными расходами организации, необходимыми для осуществления ее деятельности, и поэтому не являются объектом обложения страховыми взносами.
- Вывод Минфина очевиден: выгоднее и для работодателя, и для работника, если работодатель оплачивает медосмотры не в порядке компенсации или возмещения затрат.
- Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру
Кто должен оплачивать прохождение медосмотра? | ФармЗнание
Кто должен платить за медосмотр работник или работодатель?
Вопрос об оплате медосмотров периодически всплывает в социальных сетях фармацевтов и провизоров, поэтому мы досконально разобрались в вопросе вместе нашим экспертом, юристом и провизором, Ольгой Карповой.
Соласно ст. 220 Трудового кодекса РФ «Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний».
Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников регламентирует Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н.
Помимо обязанности работников проходить медицинские осмотры, в Трудовом кодексе закреплена обязанность работодателя их оплачивать. Это подтверждает статья 220 «медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации».
Кроме этого, согласно ст.185 ТК РФ за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы. То есть день медосмотра оплачивается как рабочий.
Если работодатель отправляет сотрудника на осмотр в выходной день, то это следует рассматривать как привлечение к работе в выходной день.
В таком случае работодатель должен получить письменное согласие работника, предоставить ему другой день отдыха или оплатить в 2-ом размере, согласно ст.153 ТК РФ.
А если перед трудоустройством?
Бывает, что сотрудник прошел медицинский осмотр, но не устроился на работу. В таком случае осмотр также оплачивает работодатель, независимо от причины (решение работника, решение работодателя, отрицательное заключение по мед.осмотру), по которой сотрудник не устроился в организацию.
Работодатель может не оплачивать предварительный осмотр, если новый работник прошел медицинский осмотр не позднее чем год назад. В связи с тем, что данный осмотр был оплачен предыдущим работодателем, новый работодатель может не направлять сотрудника и не оплачивать повторный осмотр (п. 7 Порядка № 29н).
Бывают ситуации, когда работник сам оплатил медицинский осмотр, при наличии направления эти расходы должны быть также компенсированы работодателем, даже если работник прошел медицинский осмотр в организации, с которой не заключен договор.
При этом необходимо отметить, что такие компенсации работникам, согласно письму Минфина от 8 февраля 2018 г. N 03-15-06/7527 Трудовым кодексом не предусмотрены и не являются компенсационными выплатами, предусмотренными Трудовым кодексом. Исходя из этого, самым верным и наилучшим вариантом будет оплата медосмотра работодателем, а не компенсация его стоимости работнику.
Отвечая на вопрос «Кто должен платить за медосмотр работник или работодатель?», можно уверенно сказать, что оплачивать предварительные и периодические медицинские осмотры работников должен работодатель.
О необходимости медосмотра водителям легковых автомобилей, используемых для собственных нужд организации
- ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Трудовые споры » О необходимости медосмотра водителям легковых автомобилей, используемых для собственных нужд организации
- Распечатать
- Автомобиль служебный, арендованный, должность работника – водитель, водитель осуществляет перевозку сотрудников и руководства организации
- Вопрос:
- Необходимо ли организации проводить медосмотры водителям легковых автомобилей, используемых для собственных нужд?
- Ответ юриста
Работодатель должен организовать проведение обязательных медицинских осмотров водителей служебных легковых автомобилей (далее — водители). Данный вывод следует из анализа ст. 69, абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 1, 3 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 6 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее — Закон N 196-ФЗ).
Такие медосмотры обязаны проходить как работники (абз. 6 ст. 214 ТК РФ), так и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки, самостоятельно управляя транспортными средствами (п. 4 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Предусмотрены, в частности, следующие виды обязательных осмотров водителей:
1) предварительные медосмотры при поступлении на работу (ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 1 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ);
2) периодические медосмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ);
3) предрейсовые и послерейсовые медосмотры (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Указанные медосмотры проводятся за счет средств работодателя (абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 8 ст. 213 ТК РФ, п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ). На период их прохождения за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок (ст. 185, абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилей {КонсультантПлюс}
До заключения трудового договора кандидат на работу водителем автомобиля направляется работодателем на предварительный медицинский осмотр (ст. 69, ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Требование о прохождении этого осмотра распространяется также на индивидуальных предпринимателей, планирующих самостоятельно управлять автомобилем, на котором осуществляются перевозки (п. 4 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Целью данного осмотра является определение пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждение профессиональных заболеваний. Это следует из положений ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 6 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения. Указанный осмотр проводится за счет средств работодателя (ч. 8 ст. 213 ТК РФ, п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). К ним отнесена работа по управлению наземными транспортными средствами.
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилей {КонсультантПлюс}
Периодические медицинские осмотры нужно организовывать для водителей не реже чем один раз в два года (п. 27 Приложения N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н). А для тех работников-водителей, кому еще не исполнился 21 год, — ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 17 Порядка проведения медосмотров работников).
Правила их проведения определены в разд. I, III Порядка проведения медосмотров работников.
Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом рабочего дня (рейса), чтобы выяснить, можно ли допустить водителя к работе и сможет ли он должным образом выполнять свои обязанности (п. 4 ч. 2 ст. 46 Закона об охране здоровья, п.
4 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Такой медосмотр не нужно проводить, только если водитель управляет автомобилем, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, абз. 1 п.
6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров).
Согласно разъяснениям Минтранса России предрейсовые медосмотры следует проводить перед первым рейсом как в случаях, когда в течение рабочего дня водитель совершает один и более рейсов, так и в случае, когда длительность рейса составляет более одного дня.
Если вы осуществляете перевозку пассажиров или опасных грузов, то нужно также организовывать послерейсовые медосмотры (абз. 4 п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, абз. 2 п.
6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров).
Их следует проводить после рейса, если его продолжительность составляет более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель совершает один и более рейсов (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 N ДЗ-531-ПГ).
- Правила проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров определены в Порядке проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.
- Готовое решение: Какие есть особенности работы водителей автомобилей (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}
- Таким образом, организация должна проводить медосмотры (предварительный, периодический, предрейсовый и послерейсовый) в отношении водителей легковых автомобилей, используемых служебный автомобиль для собственных нужд (для перевозки сотрудников и руководства организации).
- Подборка документов:
Вопрос: Обязательно ли проводить медицинский осмотр персонального водителя директора организации, который перевозит только его? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Ростовской обл., 2018) {КонсультантПлюс}
Вопрос: Необходимо ли организации проводить послерейсовые медосмотры водителей, если она осуществляет только перевозку работников с работы и на работу? (Консультация эксперта, 2019) {КонсультантПлюс}
Вопрос: …Сколько медосмотров надо проводить, если водитель в течение рабочего дня выполняет несколько рейсов с перерывом между ними? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Вологодской обл., 2017) {КонсультантПлюс}
- Готовое решение: Как организовать периодические медосмотры водителей (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}
- Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, июнь 2019 г.
- При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
- Данная консультация прошла контроль качества:
Рецензент — к.ю.н., доцент кафедры трудового права и основ правоведения ИПСУБ УдГУ, заслуженный юрист Удмуртской Республики, Соболев Сергей Анатольевич
Труд водителей в 2021 году: что нужно знать о новых правилах приёма на работу
С 1 января 2021 года изменились особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. 253 нормативных акта в сфере транспорта утратили силу. Взамен им утвердили новые документы, регулирующие режим труда и отдыха водителей 2021. Утвердили новые реквизиты путевых листов, новые правила по охране труда и новые требования к квалификации.
Работодателям стоит иметь в виду, что для трудовой инспекции водители — это одна из излюбленных категорий проверяемых работников. На этих сотрудников приходится и максимальное количество штрафов. Чтобы избежать неприятностей, нужно изучить все особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. Вот некоторые из них.
Кого работодатели имеют право принимать на работу в качестве водителя
Водители транспортных средств нанимаются на работу в соответствии с положениями документа «Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Принимаемый на работу водитель должен документально подтвердить:
- наличие российского водительского удостоверение соответствующей категории (для определенный категорий лиц есть исключения, они указаны в пункте 13 Статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»);
- уровень образования (уровень профессиональной подготовки для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, транспортных средств, оборудованных устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, осуществляющих перевозку пассажиров или грузов в международном сообщении, а также иные требования к уровню образования, внесённые работодателем в должностную инструкцию водителя);
- опыт работы.
Категории водительского удостоверения должны соответствовать ряду требований (таблица 1).
Таблица 1. Категории водительских удостоверений
Транспортное средство | Категория водительского удостоверения |
Легковые автомобили (легковые такси) | «В», «BE» |
Грузовые автомобили | «С», «СЕ» и подкатегории «С1», «С1E» |
Автобусы | «D», «DE» и подкатегории «D1», «D1E» |
Требования к опыту работы предъявляются для некоторых категорий водителей (таблица 2).
Таблица 2. Требования к опыту работы и стажу водителей в зависимости от категории
Вид транспорта | Опыт работы (стаж) водителя |
Легковое такси | Не менее трёх лет |
Автобусы, осуществляющие организованную перевозку групп детей | Стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних двух лет |
Транспортные средства, перевозящие пассажиров в международном сообщении | Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года |
Транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов | Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года |
Тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства | Общий стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя грузового автомобиля |
Транспортные средства, сопровождающие тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства | Стаж работы в качестве водителя тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства не менее одного года |
Для прочих категорий водителей требования не установлены. Однако внести в должностную инструкцию необходимые требования может сам работодатель.
Нанимаемый на работу водитель должен пройти медосмотр. А после приёма на работу водителя необходимо проинструктировать.
Профотбор водителей: три изменения 2021 года
Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:
- подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
- испытание.
- «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
- Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
- номер листа испытаний;
- ФИО водителя;
- дата и время прохождения, испытательный период;
- сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
- ФИО водителя-наставника;
- заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
- Больше не требуется оформлять лист собеседования. Также в новом порядке отсутствует требование о проведении собеседования.
Если ваша организация нанимает на работу водителей, стоит ознакомиться с полным текстом Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Предрейсовый медосмотр водителя: развеем мифы
Необходимость организации и проведения предварительных и периодических медосмотров работников закреплена трудовым законодательством (ст. 212, 213 ТК РФ), законодательством об охране здоровья (ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), другими законами и нормативными правовыми актами.
В настоящей статье сосредоточимся на проблеме предрейсовых медосмотров водителей, а именно на том, в каких случаях они действительно обязательны и какие риски несет работодатель, не обеспечивший их проведение.
Кого осматривать
Упомянутые выше ТК РФ и Федеральный закон № 323-ФЗ не содержат прямых указаний на обязанность проведения медосмотров именно водителей. В них включены лишь отсылочные нормы. Конкретику же находим в Федеральном законе от 10.12.
1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». П. 1 ст. 20 и п. 3 ст.
23 этого закона предусматривают, что в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства организации и ИП, эксплуатирующие транспортные средства, проводят его обязательные предрейсовые медицинские осмотры.
Исключение сделано лишь для сотрудников, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб. Вторит закону Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (п. 6).
Обратите внимание на формулировку «работа в качестве водителя». У неё явно иной смысл нежели «управление транспортным средством». Ведь за рулем авто может сидеть лицо, не занимающее должность водителя, хотя и имеющее водительские права нужной категории.
В этой формулировке и кроется ответ на наш вопрос – для кого предрейсовый медосмотр обязателен. Это те сотрудники, которые состоят с организацией или ИП в трудовых отношениях и работают либо в должности водителя, либо в должности с иным наименованием, но включающую водительские обязанности (т. е.
те, для кого управление автомобилем является основной или сопутствующей трудовой функцией). Остальным работникам предрейсовый медосмотр не нужен. Не требуется он и тем, кто оказывает услуги экипажа по гражданско-правовому договору.
На таких исполнителей не распространяется трудовое законодательство, нормы охраны труда, которые как раз и предусматривают проведение предрейсовых медосмотров.