Как оплачивать труд водителя за перевозку груза-за тонны-км или за часы?
⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒
- Расчёт заработной платы водителей и кондукторов
- Одним из наиболее простых способов начисления зарплаты водителей автомобилей является повремённая форма оплаты труда с использованием тарифных ставок.
- Тарифными ставками регулируется уровень оплаты труда в зависимости от их квалификации, условий и интенсивности труда. Тарифные ставки водителей грузовых автомобилей устанавливаются в зависимости от классификации автомобилей по назначению:
- I — бортовые автомобили общего назначения;
- II — специализированные и специальные автомобили, самосвалы, фургоны, цистерны, автокраны, тягачи с прицепами и полуприцепами, а также газобаллонные автомобили;
- III — подметально-уборочные автомобили, автомобили по перевозке мусора и других грузов, оказывающих вредное воздействие на организм водителя.
Тарифные ставки водителей автомобилей каждой группы дифференцированы в зависимости от грузоподъёмности автомобилей (табл.2.4).
Тарифные ставки водителей автобусов каждой группы дифференцированы в зависимости от габаритных размеров автобусов и количества посадочных мест (табл.2.5).
- Оплата труда кондукторов производится в зависимости от класса их квалификации. Установлены два класса квалификации кондукторов: 1-ый класс присваивают кондукторам, проработавшим безупречно более 1-го года в качестве кондуктора 2-го класса, хорошо
- Таблица 2.4
- Часовые тарифные ставки водителей грузовых автомобилей 3-го класса при 8-ми часовом рабочем дне, руб.
Группы автомобилей | Часовые тарифные ставки ТС, руб. | |||
I | II | III | Одиночные автомобили | Автомобили с прицепом |
до 1,5 т | до 0,5 т | — | 49,5 | 59,4 |
от 1,5 до 3 т | от 0,5 до 1,5 т | до 0,5 т | 51,2 | 61,4 |
от 3 до 5 т | от 1,5 до 3 т | от 0,5 до 1,5 т | 53,9 | 64,7 |
от 5 до 10 т | от 3 до 5 т | от 1,5 до 3 т | 59,6 | 71,5 |
от 10 до 20 т | от 5 до 10 т | от 3 до 5 т | 65,9 | 79,1 |
от 20 до 40 т | от 10 до 20 т | от 5 до 10 т | 72,9 | 87,5 |
свыше 40 т | от 20 до 40 т | от 10 до 20 т | 80,7 | 96,8 |
Таблица 2.5
Часовые тарифные ставки водителей автобусов 3-го класса при
Тип автобусов | Часовые тарифные ставки ТС, руб. | ||
Габаритные размеры, м | Городские маршруты | Междугородные маршруты | |
Особо малые | 4,5-5,0 | 60,6 | 66,7 |
Малые | 5,1-6,5 | 67,0 | 73,7 |
Средние | 6,6-9,5 | 75,4 | 82,9 |
Большие | 9,6-11,0 | 86,3 | 94,9 |
Особо большие | свыше 11,1 | 92,4 | 101,6 |
знающим маршрут движения автобусов данного предприятия и тарифную плату за проезд пассажиров и провоз багажа, обеспечивающим высокую культуру обслуживания и систематическое выполнение плана. Для дальнейших расчётов часовые тарифные ставки ТС, руб., для кондукторов 1-го и 2-го класса можно принять, соответственно, 45 и 40 руб.
Месячный план выручки кондукторов определяется как сумма сменно-суточных заданий, которые устанавливаются следующим образом. Работа автобусов на линии строится по отдельным маршрутам на основе линейного плана эксплуатации.
Для каждого маршрута, по данным обследования пассажиропотока и результатов анализа выполнения плана перевозок за предшествующий период, устанавливается план перевозок пассажиров и в соответствии с ним определяется величина дохода.
Годовой план доходов распределяется по кварталам, месяцам, дням с учётом сезонных колебаний и напряжённости пассажиропотоков по дням недели и другим характерным особенностям маршрута. Дневной план по маршруту доводится в виде сменно-суточного задания до каждого водителя и кондуктора в соответствии с режимом их работы.
Для дифференцированной оплаты труда водителей автомобилей используют систему надбавок и доплат.
Водителям грузовых автомобилей и автобусов начисляется ежемесячная надбавка за классность в процентах от тарифной ставки водителя за фактически отработанное время в следующем размере: водителям второго класса — 10%, первого — до 20%.
При неполном месяце работы надбавка за классность определяется пропорционально отработанному времени, оплаченному по тарифным ставкам. Водителям автобусов при работе без кондуктора (при условии выполнения обязанностей кондуктора) может дополнительно выплачиваться сумма в размере до 3% от сданной выручки за проданные билеты.
Кроме этого, водителям автомобилей выплачивают премию за экономию автомобильного топлива против установленных норм расхода в размере до 75% стоимости сэкономленного топлива и премию за увеличение пробега новых и восстановленных шин в размере до 30% для водителей легковых автомобилей и 40% для водителей остальных автомобилей от суммы экономии эксплуатационных расходов [9]. За увеличение пробега шин, восстановленных методом наложения протектора, премию водителям начисляют в размере 25% от суммы экономии эксплуатационных расходов.
Водителям первого и второго классов за руководство стажёрами в период прохождения ими стажировки на автомобилях также производится в размере до 10-15% от часовой тарифной ставки.
Руководителям предприятий предоставлено также право для водителей и кондукторов автобусов, работающих на городских, пригородных и междугородных линиях, с их согласия, рабочий день разделять на две смены с доплатой до 30% тарифной ставки за отработанное время.
За руководство бригадой производится доплата в размере 10% при составе бригады от 5 до 10 человек и в размере 15% тарифной ставки водителя-бригадира за фактически отработанное время при составе бригады свыше 10 человек. Конкретные условия доплаты устанавливаются руководителями АТП по согласованию с профсоюзной организацией с учётом характера и дальности перевозок.
где N — списочное число водителей (кондукторов), чел.; ТС — часовая тарифная ставка водителя (кондуктора), руб. (табл. 2.4-2.5); ФРВ — месячный фонд рабочего времени, час (определяется в ходе технологического расчёта); ПР — размер премии водителя (кондуктора), %.
При сдельной оплате труда заработная плата водителям начисляется по установленным расценкам за единицу выполненной работы и стимулирует материальную заинтересованность работника в увеличении производительности труда.
Общую сумму заработной платы водителей , руб., при сдельной системе оплаты труда определяют как сумму произведения сдельной расценки за 1 т перевезённого груза РТ на количество перевезённых тонн Q и сдельной расценки за 1 т.км РТКМ на количество выполненных т.км W, т.е.
Сдельные расценки за время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой 1 т груза и на 1 т.км определяются умножением минутной тарифной ставки водителя автомобиля СЧ данного типа и грузоподъёмности соответственно на нормы времени погрузки и разгрузки 1 т груза НТ (формула 2.40) и НТ.КМ (формула 2.41):
или , (2.39)
Для оплаты труда водителей по сдельной системе могут быть использованы единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки. На предприятиях грузового автомобильного транспорта рекомендуется утверждать местные нормы с учётом конкретных условий эксплуатации.
Норма времени погрузки-разгрузки на 1 т груза определяется следующим образом:
где tП-Р — время погрузочно-разгрузочных работ, мин (Приложение 11); g — грузоподъёмность автомобиля, т.; =0,5 — коэффициент использования грузоподъёмности.
Норма времени на 1 т.км рекомендуется рассчитывать по следующей формуле:
, (2.41)
где VH — расчётная норма пробега (техническая скорость грузового автомобиля по соответствующей группе дорог), км/ч; g — грузоподъёмность автомобиля, т.; =0,5 — коэффициент использования грузоподъёмности; = 0,5 — коэффициент использования пробега.
Расчётные нормы пробега VH при расчёте норм на 1 т.км рекомендуется принимать следующим образом: при работе за городом в соответствии с табл.2.6; при работе в городе, независимо от типа дорожного покрытия: для автомобилей и автопоездов грузоподъёмностью до 7 т (автоцистерны до 6 тыс.л) — 25 км/ч, грузоподъёмностью свыше 7 т (автоцистерны до 6 тыс.л) — 24 км/ч [14, 33].
При работе автомобилей с загрузкой в обоих направлениях, а также при перевозке в обратном направлении возвратной тары (контейнеров) к расценкам за 1 т.км принимается поправочный коэффициент в размере от 0,5 до 1,0 за тонно-километры, выполненные в обратном направлении.
При перевозке грузов на автомобилях-фургонах нормы времени могут быть увеличены не более чем на 10%; при перевозке грузов, требующих особую осторожность и пересчёта, нормы времени увеличивают, но не более чем на 25%. При работе тягача с прицепом нормы времени на 1 т.
км применяются с поправочным коэффициентом, равным 1,2 [14, 33].
Таблица 2.6
⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒ | Поделиться с друзьями: |
Как платить водителю камаза самосвала
Подборка наиболее важных документов по вопросу Оплата труда водителей грузовых автомобилей нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Система оплаты труда устанавливается следующими нормативными документами (ст. 135 ТК РФ): коллективными и трудовыми договорами, внутренними нормативными актами организации, например Положением об оплате труда.
В настоящее время наиболее широко применяются повременная, сдельная и комиссионная системы оплаты труда.
Простая повременная система оплаты труда
- При повременной (тарифной) оплате труда заработок работника определяется исходя из фактически отработанного им времени и тарифной ставки (оклада).
- Под тарифной ставкой понимается размер вознаграждения за труд определенной сложности, произведенный в единицу времени (час, день, месяц).
- При простой повременной системе оплаты труда в основе расчета размера оплаты труда работника — тарифная ставка или должностной оклад согласно штатному расписанию организации и количество отработанного работником времени.
- Если в течение месяца работник, которому установлен должностной оклад, отработал все рабочие дни, то размер его заработка будет соответствовать его должностному окладу; если отработал не все рабочее время, то оплата труда будет начислена лишь за фактически отработанное время.
Пример 1
Должностной оклад водителя — 25 000 руб.
В ноябре 2016 г. он отработал 17 рабочих дней, 4 дня — отпуск без сохранения заработной платы.
В ноябре 21 рабочий день.
Следовательно, зарплата водителя за ноябрь:
25 000 руб./ 21 дн. × 17 дн. = 20 238,09 руб.
Почасовая система оплаты труда
Разновидность повременной системы оплаты труда — почасовая. В этом случае заработок работника определяют, умножая часовую (дневную) ставку оплаты труда на число фактически отработанных часов (дней).
Пример 2
Водитель грузового автомобиля в ноябре 2016 г. отработал 150 ч.
Тарифная ставка — 200 руб./ч.
Заработок сотрудника за месяц:
200 руб. × 150 ч = 30 000 руб.
Повременно-премиальная система оплаты труда
При повременно-премиальной системе оплаты труда предусматривается выплата премии в процентах от должностного оклада (тарифной ставки) на основании Положения о премировании работников или Положения об оплате труда, коллективного договора.
Пример 3
Водителям ежемесячно выплачивается премия (40 % от оклада) за профессионализм и стаж работы в организации более 3 лет.
Водитель в ноябре отработал 17 дней из 21. Его должностной оклад — 25 000 руб.
Премия выплачивается с учетом фактически отработанного времени. Зарплата водителя за ноябрь составит:
25 000 руб. / 21дн. × 17дн. + 25 000 руб. × 40 % = 30 238,09 руб.
Оплачиваем сверхурочную работу
Работа, выполненная сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, должна оплачиваться как сверхурочная в соответствии (ст. 152 Трудового кодекса РФ; далее — ТК РФ):
- за первые два часа — не менее чем в полуторном размере;
- за последующие часы — не менее чем в двойном размере.
Более высокие размеры оплаты за сверхурочную работу могут устанавливаться коллективным или трудовым договором, а также локальными нормативными актами.
Самосвал донг фенг отзывы 3251
Обратите внимание!
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4-х часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ).
Расходы на оплату сверхурочной работы входят в себестоимость работ (услуг).
Работодатель обязан оплачивать труд сотрудников в соответствии с трудовым законодательством и внутренними нормативными актами компании. Оплата часов переработки относится к обязательным выплатам.
Е. В. Акимова, аудитор
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 3, 2017.
Особенности при разработке положения об оплате труда водителям и правильное ведение учета рабочего времени водителей . … ли вредность водителям , если да то на основании чего5.
предприятие не заключил договор с компанией которая имеет право проставлять штампики медосмотр прошел и в штате не числится сотрудник который имеет право проставлять данный штампик т.е. медичка, а данный штампик проставляет механик по транспорту, какие наказание могут быть за это6.
по нормам расхода на ГСМ обязательно ли придерживаться Распоряжение Минтранса №. АМ-23-р огт 14.03.08, или можно разработать самим на основании акта контрольного заезда транспорт.ср-в.
Оплата труда водителей грузовых автомобилей
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата труда водителей грузовых автомобилей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов: Оплата труда водителей грузовых автомобилей
Судебная практика: Оплата труда водителей грузовых автомобилей
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Оплата труда водителей грузовых автомобилей
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Готовое решение: Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по ФСБУ 27/2021
(КонсультантПлюс, 2022) Первичным учетным документом оформляется каждый факт хозяйственной жизни: хозяйственная операция, сделка и др. (ч. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).
Можно составлять один документ по нескольким связанным фактам хозяйственной жизни (пп. «а» п. 9 ФСБУ 27 /2021).
Например, путевой лист грузового автомобиля предназначен для того, чтобы оформить перевозку груза, рассчитать заработную плату водителю за время перевозки, определить количество топлива, использованного при перевозке.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2022 год(под ред. А.В. Брызгалина)
(«Налоги и финансовое право», 2022, N 3) Например, путевой лист грузового автомобиля предназначен для того, чтобы оформить перевозку груза, рассчитать заработную плату водителю за время перевозки, определить количество топлива, использованного при перевозке.
Нормативные акты: Оплата труда водителей грузовых автомобилей
Постановление Госкомстата РФ от 28.11.
1997 N 78«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.
ParkЯ своим плачу 17% от грязи. Затраты на проживание и питание водителя покрываю я (владелец самосвала ) ? или они падают на водителя и его 17 %. в старые добрые времена когда сам был за рулем своего камаза … Заказчик оплачивал и проживание и питание.
на камазе в день привозили в среднем за 10 час. по 4-5 тыщ в городе “грязными. в командировке 6-7 тыщ+проживание и питание. так вот сейчас как правило ”в командировке» проживание и питание за счёт перевозчика и плюс ставка не ахти какая.
Кто-то съедает надбавки.
Об учете простоев водителя и расчете зарплаты, когда его автомобиль находится на техосмотре или ремонте
Периодически служебный автомобиль водителя находится на техническом осмотре или ремонте, при этом ремонт осуществляет либо сам водитель, либо специализированная организация (сложный ремонт).
Татра самосвал без переднего колеса
- Вопросы:
- Является ли простоем для водителя нахождение транспортного средства на техосмотре или ремонте?
- В каком размере в этом случае начисляется заработная плата?
- Ответ юриста
Согласно статье 72.2 ТК РФ под простоем следует понимать временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Простой может затрагивать как одного работника, группу работников, так и всех работников структурного подразделения или организации.
Следует отметить, что если ремонт носит плановый характер, то время его проведения можно отнести к простою по вине работодателя. Если в организации сложилась аварийная ситуация, то простой можно квалифицировать как не зависящий от сторон. Если ремонт в организации производится в связи с нарушениями со стороны работника, то время его проведения является простоем по вине работника.
Оплата времени простоя зависит от того, по чьей вине произошел простой. Согласно части 1 статьи 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
- Простой по обстоятельствам, не зависящим от сторон, оплачивается в размере двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (часть 2 статьи 157 ТК РФ).
- Необходимо отметить, что временную приостановку работы можно считать простоем, когда работодателем принято соответствующее решение, закрепленное в локальном акте организации, содержащем информацию о причинах экономического, технологического, технического или организационного характера для приостановления работы, а также о том, что в указанный период будут производиться выплаты в соответствии со статьей 157 ТК РФ.
- Оплата за простой производится в дни выплаты заработной платы, установленные в организации.
Из вышеизложенного следует, поскольку в период ремонта (тех. осмотра) автомобиля водитель фактически не выполняет свои трудовые функции, работодатель может объявить простой.
Например, если ремонт носит плановый характер, то время его проведения можно отнести к простою по вине работодателя.
Если в организации сложилась аварийная ситуация, то простой можно квалифицировать как не зависящий от сторон.
Подборка документов (см. приложение):
Статья: Как оплатить работнику время простоя? (Будакова Н.И.) («Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2018, N 9)
Типовая ситуация: Как оплатить простой (Издательство «Главная книга», 2019)
Вопрос: У нас планируется объявить простой из-за ремонта в цехе. Какие выплаты нужно сделать работникам за время, пока они не будут работать? («Главная книга», 2019, N 5)
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, ноябрь 2019 г.
Подборка наиболее важных документов по вопросу Оплата труда водителей грузовых автомобилей нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. … Оплата труда водителей грузовых автомобилей. Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата труда водителей грузовых автомобилей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- https://www.profiz.ru/se/3_2017/oplata_voditeljam/
- http://www.consultant.ru/law/podborki/oplata_truda_voditelej_gruzovyh_avtomobilej/
- http://www.ntvpkedr.ru/ob-uchete-prostoev-voditelya-i-raschete-zarplatyi,-kogda-ego-avtomobil-naxoditsya-na-texosmotre-ili-remo.html
Переработку – оплатить: путевой лист стал доказательством сверхурочной работы водителя :
Путевой лист не только является подтверждением объема израсходованных ГСМ, но также важен в целях оплаты труда водителя. Указание в путевом листе недостоверных данных о времени работы водителя ревизоры Казначейства отмечают как нарушение.
И несмотря на то, что одни суды убеждены, что путевые листы не могут рассматриваться в качестве документа по учету рабочего времени, другие, напротив, признают их первичными учетными документами для расчета зарплаты и используют именно как доказательство сверхурочной работы водителя.
Мы уже касались этой темы в новостной ленте.
И вот очередной пример судебного разбирательства о недоплатах водителям за фактически отработанное время, подтвержденное путевыми листами (Решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 11 ноября 2021 г. по делу № 2-429/2021).
При увольнении по сокращению штата учреждение произвело полный расчет с работником. Однако тот не согласился с полученной суммой, поскольку многократно привлекался к работе в выходные дни, к сверхурочной работе, но эти часы ему не оплатили. Работник обратился в трудовую инспекцию, а затем в суд.
Суд исследовал путевые листы и табели учета рабочего времени работника. Поскольку в них содержались противоречивые данные, расчет фактически отработанного времени сделали на основании данных, отраженных на лицевой стороне путевых листов.
В итоге с учреждения взыскали в пользу бывшего водителя зарплату за сверхурочные часы и работу в выходные и праздничные дни, а также компенсацию за несвоевременную выплату зарплаты и компенсацию морального вреда – всего более 100 тыс. руб.
Еще одно примечательное судебное решение (Постановление Октябрьского районного суда г. Белгорода Белгородской области от 10 декабря 2021 г. по делу № 5-1403/2021).
Работодатель начислил зарплату водителям на основании отметок табеля. Сверхурочную работу, не отраженную в табеле, не оплатили. Работники обратились в прокуратуру.
При проверке было установлено несоответствие информации о работе водителей, зафиксированной в табелях и путевых листах. Из-за несоблюдения режима труда и отдыха у водителей образовалась переработка.
Однако оплата труда водителей произведена без учета фактически отработанного времени, указанного в путевых листах.
Работодателю было предписано устранить нарушения в части учета рабочего времени и доплатить водителям за работу согласно путевым листам. Обоснованность выводов прокурора подтвердили и инспекторы труда, которые по результатам своей проверки привлекли руководителя организации к ответственности ч. 1 ст. 5.27 КоАП за нарушение трудового законодательства.
Однако работодатель не согласился с требованиями прокуратуры. По мнению руководителя организации, зарплата работникам должна начисляться на основании табеля, поскольку именно этот документ, а не путевой лист, является формой по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда. Исполнять предписание прокуратуры работодатель не стал.
Прокуратура выписала руководителю еще один штраф – на этот раз по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение требований прокурора.
Источник
Скачать ознакомительный номер Купить журнал со статьей
Режима труда и отдыха водителей, выполняющих внутрироссийские грузоперевозки
При организации перевозки груза (особенно если груз надо было доставить «еще вчера») всегда есть соблазн гнать машину без остановки, покрывая за день максимально возможное расстояние и забывая при этом, что беспилотники пока еще не стали нормой дорожной жизни и за рулем по-прежнему сидит обычный человек с обычной склонностью уставать и засыпать от усталости.
И что такой водитель, борющийся с сонливостью и теряющий концентрацию, неизменно превращается в угрозу для всех участников дорожного движения.
Да, некоторое время может везти и угроза может оставаться только угрозой, но рано или поздно она все равно обернется реальным серьезным дорожно-транспортным происшествием, где в лучшем случае пострадают только автомобили, а в худшем…
Благо, в сфере грузоперевозок есть специальные законодательные акты. (нормы режима труда и отдыха водителей), призванные избавить транспортные компании от такой «рачительности» и «забывчивости».
И хотя они порой содержат в себе противоречия и недосказанности, а проверить абсолютно каждого находящегося в рейсе водителя не представляется возможным, контроль за соблюдением рабочего времени за рулем становится все строже.
В Европе только водитель, находящийся в пути в то время, как давно уже должен отдыхать, может получить штраф, составляющий четверть его заработка (его наниматели, естественно, в разы больше).
А систематические «фокусы» с тахографом обойдутся ему даже в тюремное заключение.
По крайней мере, в 2013-м году водителя из Шотландии постигла именно такая участь — 6 месяцев тюрьмы и, как следствие, крест на работе перевозчиком.
Использование тахографа во внутрироссийских грузоперевозках
В России, правда, до недавнего времени сфера внутренних автомобильных грузоперевозок оставалась мало подвластной контролю со стороны компетентных органов. Несмотря на наличие разработанных норм режима труда и отдыха водителя, проверить их действительное выполнение на практике было практически нереально.
Во-первых, не все автомобили, осуществляющие грузоперевозки, требовалось в обязательном порядке оснащать тахографами, а во-вторых, теми тахографами, которые находились на борту транспортного средства (а они были аналоговыми), можно было легко манипулировать и без особого труда подделывать выдаваемые ими сведения.
Однако несколько лет назад ситуация начала меняться. 13-го февраля 2013-го года Министерство транспорта РФ издало Приказ №36, который обязал оборудовать тахографами все грузовые автотранспортные средства грузоподъемностью свыше 3,5 тонн.
С 1-го апреля 2014-го года в отношении грузовых автомобилей, не оборудованных тахографами, начал действовать Кодекс об административных правонарушениях.
А с 1-го июля 2016-го года в число транспортных средств, не оборудованных тахографами, вошли и те, у которых на борту были установлены аналоговые аппараты.
То есть теперь и во внутрироссийских грузоперевозках нельзя обойтись без тахографа, причем без его цифровой (именно цифровой! которую сложно вскрыть и которая исключает возможность корректировки записанной информации) модели. Иначе — штраф:
- гражданам — от 1 000 до 3 000 рублей;
- должностным лицам — от 5 000 до 10 000 рублей.
Законодательство, регламентирующее режим труда и отдыха водителей
Если говорить непосредственно о самих законодательных актах, то при применении их положений всегда нужно учитывать: какой именно вид грузоперевозки осуществляется.
Водитель, находящийся в международном рейсе, должен придерживаться международных правил — Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).
Причем даже въезжая на территорию России, он все равно продолжает подчиняться требованиям ЕСТР.
Если же он выполняет доставку груза в пределах границ России, то целиком зависит от норм Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приказ Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 №15).
И да, между этими документами есть разница. Хотя бы в том, что главная забота ЕСТР — не дать водителю засидеться за рулем, установив для него нормы непрерывного управления автомобилем и нормы отдыха, а отечественное положение пытается еще согласовать эти нормы с требованиями Трудового кодекса.
Поэтому в ЕСТР, например, говорится о продолжительности управления, а в отечественном документе, помимо нее, — еще и о рабочем дне. Получается даже «забавно»: для стандартного рабочего дня лимит рабочего времени устанавливается в 8 часов, а продолжительность управления автомобилем в течение этого рабочего дня — в 9 часов.
Чтобы понимать: в рабочее время водителя, помимо времени управления автомобилем, также входит:
- время специальных перерывов для отдыха в пути и на конечных пунктах;
- время проверки автомобиля перед рейсом и после него; время проведения медицинского осмотра водителя;
- время стоянки в местах погрузки и разгрузки; время простоев (не по вине водителя);
- время проведения работ по устранению неисправностей автомобиля (если они не требуют разборки механизмов);
- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах (засчитывается не менее 30 процентов времени);
- время присутствия на рабочем месте, когда автомобилем управляет другой водителей (при отправлении в рейс нескольких водителей) (засчитывается не менее 50 процентов времени).
В общем, даже при рабочем дне, не включающем в себя погрузку/разгрузку и полностью состоящем из управления автомобилем, налицо некоторое противоречие: в течение периода ежедневной работы (смены) управлять автомобилем можно 9 часов, в то время как «нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов». Больше всего, конечно, такое противоречие затрудняет бухгалтерский учет. Но оно же мешает и практике, особенно если речь идет о международных автомобильных грузоперевозках и подчинении нормам ЕСТР: российские водители, пытаясь втиснуть свой рабочий день в требования Трудового кодекса, уступают европейским перевозчикам, которым на управление автомобилем дается 9 часов в день, а на рабочую смену вообще (куда входит погрузка/разгрузка, простои, паузы и пр.) — 13 часов.
Суммированный учет рабочего времени
Впрочем, если говорить об учете рабочего времени во внутрироссийских грузоперевозках, то предусматривается ежедневный и суммированный учет.
Последний допускается в том случае, когда по условиям работы не может быть установлена нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (что актуально для длительных междугородних перевозок), и, как правило, охватывает учетный период в один месяц.
Однако продолжительность рабочего времени за учетный период все равно не должна превышать нормального числа рабочих часов.
То есть: если учетный месяц включает в себя 21 рабочий день, то водитель в течение этого месяца должен работать не более 168 часов (21 × 8). И еще помнить при этом, что «продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 10 часов».
Что еще важно: при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов. Но! Не более двух раз в неделю и при условии, что суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не превышает 90 часов.
Кстати, рабочее время водителя может быть увеличено до 12 часов: в том случае, если водитель не успевает доехать до отведенного места отдыха (ведь ночевать на обочине дороги запрещается!).
Однако злоупотреблять этим обстоятельством и уж тем более ссылаться на него, когда тебя остановили для проверки, пытаясь скрыть умышленное нарушение законодательства, точно не стоит: сотрудники ГИБДД или Ространснадзора прекрасно осведомлены об имеющихся по маршруту автомобиля местах для отдыха и их загруженности.
Нормы отдыха
Если еще говорить об отличиях между ЕСТР и отечественным Положением, то они предусматривают разную интенсивность движения.
Так, согласно ЕСТР, водитель может непрерывно управлять автомобилем в течение 4,5 часов, после чего должен сделать перерыв на 45 минут.
Этот перерыв, кстати, можно разбить на два, но при условии, что один из перерывов длится не менее 30 минут, а продолжительность непрерывного вождения составляла менее 4,5 часов.
Однако при внутрироссийских перевозках водитель может непрерывно находиться за рулем только в течение 4 часов, после чего он должен сделать обязательную паузу минимум на 15 минут. После возобновления движения перерывы в 15 минут можно устанавливать не более чем через каждые 2 часа.
Что интересно, эти перерывы в 15 минут входят в рабочее время водителя. А вот отдых водителя включает в себя:
- перерыв для отдыха и питания (не менее 30 минут, но не более двух часов): кстати, если водитель делает остановку для такого отдыха, то дополнительный перерыв в 15 минут ему в это время не предоставляется, а при продолжительности рабочего времени более 8 часов, перерывов для отдыха и питания должно быть два;
- ежедневный (междусменный) отдых;
- еженедельный непрерывный отдых (выходной).
- Ежедневный (междусменный) отдых должен быть как минимум в 2 раза больше продолжительности рабочей смены до него, при этом в него также входит перерыв на отдых и питание. То есть: если водитель отработал с 8 до 17 часов (+ 1 час на обед), отдых между сменами для него составляет не менее 15 часов и выйти на работу он может уже на следующие сутки в 8 часов утра.
Однако при суммированном учете рабочего времени междусменный отдых может длиться 12 часов, а при междугородних перевозках — 11 часов. Максимум (!) три раза в течение недели он может быть сокращен до 9 часов. Однако при условии, что до конца следующей недели водитель получит дополнительный отдых, соответствующий тому количеству часов, которые он недоотдыхал.
Кроме того, при междугородних перевозках (и суммированном учете рабочего времени) разрешается делить междусменный отдых на два-три отдельных периода, только один из периодов все равно должен быть не менее 8 часов подряд, сокращать суммарное время отдыха нельзя (в сумме оно равняется минимум 12 часам), а потратить эти периоды необходимо в течение 24 часов.
Еженедельный непрерывный отдых либо следует за междусменным отдыхом, либо непосредственно ему предшествует (что важно, междусменный отдых в еженедельный не включается!) и составляет как минимум 42 часа.
При суммированном учете рабочего времени выходные (они же — еженедельный непрерывный отдых) могут устанавливаться в любые дни недели, но их число должно соответствовать количеству полных недель в учетном месяце.
Два и более водителей в рейсе
Если же доставка груза действительно очень срочная, а проехать к пункту назначения нужно немалое количество километров, то лучший способ законным образом осуществить такую грузоперевозку — направить в рейс двух (или даже больше) водителей. Тем более что российским законодательством предусматривается такая возможность: единственное — автомобиль должен быть оборудован спальным местом для водителя.
Главное — помнить: водителю, который непосредственно не управляет автомобилем, рабочие часы все равно «начисляются» (не менее 50 процентов от того времени, когда за рулем находился напарник).
А потому получается: если «нормальная продолжительность ежедневной работы (смены)» одного водителя составляла, например, восемь часов, то второй, вышедший на замену, сможет «крутить баранку» не дольше четырех часов.
Штрафы за нарушения
За несоблюдение режима труда и отдыха в соответствии с Кодексом об административных нарушениях РФ (статья 11.23) штрафом карается непосредственно сам водитель — от 1 000 до 3 000 рублей.
Наказание для должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей этой статьей пока не предусмотрено. Единственное, есть общая статья (5.
27) «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», которая за нарушение трудового законодательства предусматривает штраф:
- для должностных лиц — от 1 000 до 5 000 рублей;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 рублей;
- для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
- Кроме того, как уже упоминалось выше, штраф предусмотрен и за то, что автотранспортное средство, осуществляющее грузоперевозку, не оборудовано тахографом или если этот тахограф не исправен.
Проверять же соблюдение водителями режима труда и отдыха при внутрироссийских перевозках имеют право следующие контролирующие органы:
- ГИБДД;
- Ространснадзор;
- Федеральная служба по труду и занятости.
Как рассчитывается стоимость грузоперевозки автомобильным транспортом?
Стоимость грузоперевозки автомобильным (равно как и любым другим) транспортом рассчитывается в соответствии с установленным тарифом — ценой за единицу транспортной работы. При этом транспортной работой может считаться и то расстояние, которое прошел автомобиль, и вес, который он перевез, и время, которое потратил на весь рейс, и количество поездок, которое совершил…
Кроме того, помимо движенческих тарифов (тех, что непосредственно касаются перемещения груза), в стоимость грузоперевозки входят и другие затраты: ставка за заказ, время нахождения под погрузкой/разгрузкой, нулевой (от парка до пункта погрузки) и холостой (без груза между пунктами разгрузки и погрузки) пробег…
Однако первое, что нужно знать о тарифах на грузоперевозки автомобильным транспортом по территории России, — это то, что они не регулируются государством.
Если во времена существования СССР Государственный комитет цен утверждал прейскурант (№13-01-01) с жестко фиксированной стоимостью каждого километра пути (в зависимости, что так же четко указывалось, от массы перевозимого груза), каждого часа использования автомобиля определенной грузоподъемности и т.п.
, то с распадом социалистического государства и внедрением рыночной экономики сектору автомобильных грузоперевозок предоставили полную свободу.
Теперь как индивидуальные перевозчики, так и транспортные компании вольны проводить собственную политику ценообразования и устанавливать свою тарифную сетку.
Стоимость грузоперевозки автомобильным (равно как и любым другим) транспортом рассчитывается в соответствии с установленным тарифом — ценой за единицу транспортной работы. При этом транспортной работой может считаться и то расстояние, которое прошел автомобиль, и вес, который он перевез, и время, которое потратил на весь рейс, и количество поездок, которое совершил…
Кроме того, помимо движенческих тарифов (тех, что непосредственно касаются перемещения груза), в стоимость грузоперевозки входят и другие затраты: ставка за заказ, время нахождения под погрузкой/разгрузкой, нулевой (от парка до пункта погрузки) и холостой (без груза между пунктами разгрузки и погрузки) пробег…
Однако первое, что нужно знать о тарифах на грузоперевозки автомобильным транспортом по территории России, — это то, что они не регулируются государством.
Если во времена существования СССР Государственный комитет цен утверждал прейскурант (№13-01-01) с жестко фиксированной стоимостью каждого километра пути (в зависимости, что так же четко указывалось, от массы перевозимого груза), каждого часа использования автомобиля определенной грузоподъемности и т.п.
, то с распадом социалистического государства и внедрением рыночной экономики сектору автомобильных грузоперевозок предоставили полную свободу.
Теперь как индивидуальные перевозчики, так и транспортные компании вольны проводить собственную политику ценообразования и устанавливать свою тарифную сетку.
Каким образом перевозчики определяют стоимость своих услуг?
На самом деле, распространено несколько вариантов тарифной политики.
1. Подстраивание под рынок: перевозчики не высчитывают тарифы самостоятельно, а всего лишь отслеживают средний уровень цен на те или иные транспортные услуги и предлагают такие же.
И хотя такое поведение свойственно индивидуальным предпринимателям и мелким транспортным компаниям, подстраиваться под средний уровень цен приходится абсолютно всем.
Самый яркий пример — ситуация в секторе автомобильных грузоперевозок в России после обмена санкциями со странами Запада.
В условиях кризиса, падения российского рубля, инфляции и возросшей конкуренции на внутреннем рынке перевозчики, дабы не потерять клиентов, не могли позволить себе поднять тарифы и продолжали работать в убыток по средним (что примечательно — низким) ставкам.
Что еще интересно: нередко на транспортных биржах можно натолкнуться на т.н. «пустые грузы» — грузы, которых не существует и которые уж тем более никуда перевозить не требуется.
Такие заявки обычно размещают транспортные и экспедиционные компании для того, чтобы «пробить» рынок и выяснить, насколько адекватен их «ценник» и способны ли они с ним «пройти по ставкам» — то есть обойти конкурентов в борьбе за определенный вид грузоперевозки.
2. Подход «от платежеспособности», или ориентация на конкретного клиента и на конкретную ситуацию на рынке. Основной принцип расчета стоимости услуг в таком случае — определение максимально возможного уровня платежеспособности заказчика и назначение той цены, которую он в состоянии выдержать (или той цены, «которую в состоянии выдержать рынок»).
В идеале, такой подход способен приносить транспортной компании максимальную прибыль, однако постоянно применять его на практике крайне затруднительно и ресурсозатратно: необходимо анализировать не ситуацию на рынке вообще, а положение каждого конкретного клиента. Кроме того, увлекшись, можно вообще растерять клиентов.
Поэтому обычно такой вариант используется разово: когда появляется выгодный платежеспособный заказчик, оказавшийся в таких условиях, что «за ценой не постоит», или открывается новая ниша для грузоперевозок, пока еще не освоенная конкурентами.
Впрочем, индивидуальная ориентация на конкретного заказчика предполагает и обратный подход — систему скидок и преференций, которая должна «отбить» выгодного клиента, осуществляющего регулярные крупные грузоперевозки, у конкурентов и привлечь его к постоянному сотрудничеству.
3. Расчет стоимости с учетом желаемого уровня прибыли.
В этом случае перевозчик устанавливает такие тарифы на свои услуги, которые за определенный промежуток времени должны обеспечить ему именно тот доход, который он хочет получить.
При этом для расчета необходимо сопоставлять возможные полные издержки и возможный суммарный доход при различных значениях цены и объема предоставляемых услуг, что достаточно сложно.
Поэтому чаще всего такой вариант применяется тогда, когда транспортная компания только выходит на рынок, осваивает его новый сектор или новый вид грузоперевозок.
4. Подход «себестоимость + прибыль». В принципе, является довольно распространенным и самым справедливым, так как цена берется не «с потолка», а учитываются непосредственные издержки на осуществление грузоперевозки.
В теории такой способ формирования тарифной политики не предполагает изучение спроса и средней цены на рынке, однако на практике транспортным компаниям все равно приходится ориентироваться на сложившуюся ситуацию в сфере грузоперевозок и корректировать в зависимости от нее стоимость своих услуг.
Как рассчитывается себестоимость грузоперевозки?
Первым делом необходимо учесть все непосредственные расходы, в которые «выливается» организация и осуществление грузоперевозки.
В их число входят затраты на:
- топливо: определяются исходя из линейных норм расхода на 100 километров пробега, утвержденных для определенной марки грузового автомобиля; для груженых автомобилей норма расхода увеличивается и при расчете принимается во внимание не только километраж пробега, но и объем выполненной транспортной работы (масса груза, умноженная на длину пути);
- смазочные и иные эксплуатационные материалы: сумма издержек зависит от количества израсходованного топлива и вычисляется в соответствии с «Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»;
- ремонт и замену автомобильных шин: определяются исходя из стоимости шин, количества колес, пробега автомобиля по нормам износа, утвержденным Правилами эксплуатации автомобильных шин (эти нормы могут устанавливаться каждым предприятием отдельно);
- ремонт и техническое обслуживание подвижного состава: высчитываются в соответствии с Нормами расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей;
- амортизацию основных средств: определяются исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы; зная амортизируемую (фактическую) стоимость и срок службы транспортного средства, можно вычислить сумму годовой амортизации, из нее — сумму амортизации за один рабочий день, а затем — за один рейс;
- заработную плату: сюда входит заработная плата водителей, специалистов и служащих, руководителей, а также ремонтных и вспомогательных рабочих; определяется в соответствии с тарифной сеткой, положениями об оплате труда, структурой и штатным расписанием.
Кроме того, в себестоимость грузоперевозки включаются налоги и платежи (например, по лизингу), отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды, накладные расходы, командировочные водителям, оплата стоянок, дорожные сборы и т.п.
Добавляем к полученной сумме процент желаемой прибыли — и получаем стоимость конкретной грузоперевозки. Правда, на практике эту стоимость обычно умножают на два: принимают во внимание холостое возвращение автомобиля из пункта разгрузки в «родные пенаты» — в парк или на стоянку.
Впрочем, обычно рассчитывают не конкретную, а приблизительную стоимость гипотетической грузоперевозки, учитывая возможные затраты, направление доставки, вес груза и т.д., а затем на ее основе определяют тариф.
Различают несколько видов тарифов:
- за километр;
- за тонно-километр;
- за тонну;
- за один рейс (ездку);
- за час работы;
- за автомобиле-день (смену).
На то, какой именно тариф будет выбран при расчете стоимости грузоперевозки, влияет специфика оказываемых транспортных услуг.
Так, при доставке сборных грузов за основу берется тариф за тонну/килограмм.
Если оценить объемы грузоперевозок сложно и процесс транспортировки предполагает несколько «ходок», лучше использовать повременные расчеты (за один день или за час работы).
При перегоне транспортных средств и спецтехники предпочтительнее брать за основу километр пути. А тариф за тонно-километр хорошо подходит при осуществлении автомобильной грузоперевозки на большие расстояния.
Особенности расчета стоимости комплектной грузоперевозки
Хотя при организации комплектной грузоперевозки транспортные компании, в первую очередь, учитывают расстояние, которое предстоит пройти автомобилю: выставляют тариф за километр или, что касается наиболее популярных направлений (доставки груза в крупные российские города), указывают уже полную стоимость пути, — вес перевозимого груза все равно не остается без внимания.
Ведь изначально цена за километр рассчитывается отдельно для каждого вида автомобиля: для 3,5-тонника это одна сумма, для 20-тонной фуры — раза в два больше.
Кроме того, учитывается класс груза — то, насколько при его перевозке используется грузоподъемность транспортного средства.
Выделяют четыре класса, каждому из которых соответствует свой средний коэффициент использования грузоподъемности автомобиля, корректирующий конечную стоимость перевозки.
Точно так же на стоимость влияет тип кузова транспортного средства (например, рефрижератор обойдется дороже тента) и регион доставки: разные районы России имеют разные климатические, рельефные и т.п. условия, которые предполагает свои особенности транспортировки и влияют на сумму издержек.
Особенности расчета стоимости сборной грузоперевозки
В отличие от комплектной, в этом случае основное внимание уделяется массе перевозимого груза. Однако это не значит, что расчет стоимости перевозки проводится именно по фактическому количеству содержащихся в нем килограммов. Очень даже вероятно, что расчетный вес будет превышать настоящий: все зависит от объема груза и того, сколько мест он занимает в кузове.
Выделяют несколько методов определения стоимости перевозки сборного груза.
По плотности груза. Плотность груза — это отношение его массы к объему. Считается, что 1 м3 вмещает в себя 250 кг.
Следовательно, если плотность груза больше 250, то груз тяжелый и расчет проводится по его массе (фактический вес совпадает с расчетным).
Если же плотность меньше 250, груз относится к объемному, а потому именно по объему будет рассчитываться стоимость перевозки. Чтобы получить значение объемного (в данном случае — расчетного) веса, необходимо объем груза умножить на 250.
По погрузочным метрам (ldm). Погрузочный метр — это гипотетический прямоугольник со сторонами 1 м и 2,4 м (по ширине кузова обычной фуры) и площадью, соответственно, 2,4 м2.
Чтобы узнать, сколько погрузочных метров занимает груз, необходимо значение его длины умножить на значение ширины (то бишь вычислить его площадь), а затем полученное произведение разделить на площадь погрузочного метра (2,4 м2).
После чего определяют расчетный вес груза: количество содержащихся в нем погрузочных метров умножают на 1 544. Откуда взялось 1 544? Полезный вес загруженного грузовика, 21 000 кг, разделили на длину погрузочного пространства, 13,6 м, и получили значение веса, приходящегося на один погрузочный метр.
Для примера обычно приводят расчет оплачиваемого веса для европаллеты (размер 1,2 м х 0,8 м). Делим значение ее площади (1,2 х 0,8 = 0,96) на площадь погрузочного метра (2,4) и получаем площадь европаллеты в погрузочных метрах — 0,4 ldm. Затем, умножив 0,4 ldm на 1 544, — оплачиваемый вес, равный 617 кг.
Однако расчет стоимости грузоперевозки всегда проводится по большему значению, поэтому если фактический вес груза превышает оплачиваемый, то при вычислениях учитывается именно он.
Когда чаще всего используется расчет в погрузочных метрах?
Когда в составе «сборки» необходимо перевезти длинные грузы, грузы, которые занимают в кузове нестандартное место, грузы, которые нельзя штабелировать (то есть ставить на них другой груз), тогда в первую очередь учитывается не их масса или объем, а то, сколько погрузочных метров они в себя вмещают.
По паллетам. Используется, конечно же, тогда, когда перевозится груз, упакованный на паллеты. Так, в стандартную фуру становится 33 европаллеты, отсюда легко узнать, сколько стоит одно грузовое место.
Что еще, помимо веса груза и расстояния транспортировки, учитывается при расчете стоимости грузоперевозки?
В первую очередь — вид груза: перевозка грузов, которые требуют особых условий доставки (опасные, крупногабаритные и тяжеловесные, скоропортящиеся), обойдется дороже.
Физико-химические характеристики груза: он может не относиться к опасным, иметь стандартные габариты, не требовать поддержания определенной температуры и т.п., но быть, например, хрупким. Чтобы его в целости и сохранности доставить в пункт назначения, водителю необходимо быть куда как осторожнее и осмотрительнее, а это, естественно, имеет свою цену.
Стоимость груза: чем дороже груз, тем большей опасности подвергается водитель (в России, к сожалению, не редки кражи груза), тем осмотрительнее и аккуратнее он должен быть и тем большую сумму перевозчик обязан будет выплатить клиенту в случае утери или повреждения груза. А значит, потраченные нервные клетки тоже необходимо монетизировать.
Срочность доставки: если организовать и осуществить грузоперевозку необходимо в считанные дни, перевозчик обязательно учтет этот факт при расчете конечной стоимости.
Простой автомобиля под погрузкой/разгрузкой: сумма определяется в соответствии с почасовым тарифом — в зависимости от того, сколько времени ушло на загрузку/разгрузку машины.
Дополнительные работы и услуги: к ним относятся погрузочно-разгрузочные работы, если они выполняются либо водителем, либо персоналом транспортной компании, упаковка груза, подготовка и оформление сопроводительных документов.
Платежи и сборы: плата за проезд по автомобильным дорогам (система «Платон»), получение сезонных разрешений (во время «весенней просушки» дорог) или разрешений на въезд в город (Москва, Санкт-Петербург) и т.п.
https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64079/
https://ekspertov.ru/