Работодателю

Информация о должности иностранного работника, указанная в разрешении на работе, не совпадает с должностью, указанной в трудовом договоре. Это правомерно?

Получить консультацию специалиста

Сокращения не допускаются

Работа с иностранцем – это прежде всего работа с его документами. Поэтому все они должны соответствовать требованиям миграционного законодательства и не противоречить друг другу. Например, внимательным следует быть при указании профессии в разных документах иностранца.

Обращаем ваше внимание, что наименование профессии нельзя сокращать. Если должность в договоре гражданина Казахстана указана как «продавец-кассир», в уведомлении о приеме иностранца нельзя указать просто «продавец». Если должность в патенте – «монтажник железобетонных конструкций», то нельзя указывать в уведомлении просто «монтажник».

Неправильная должность в уведомлении и документах

Информация о должности иностранного работника, указанная в разрешении на работе, не совпадает с должностью, указанной в трудовом договоре. Это правомерно?

Профессия иностранца должна быть указана одинаково во всех документах иностранца: в договоре на работу, в уведомлении о приеме и увольнении, а также в разрешительных документах иностранца.

Так, например, для иностранца с патентом очень важна профессия, по которой он работает. Потому что реальная профессия должна соответствовать той, что указана в патенте иностранца.

Если обнаружится, что в компании иностранец работает по профессии, которая не соответствует указанной в патенте, то работодателя ждет штраф до 1 млн рублей или приостановление деятельности компании на срок до 90 суток (ч. 1 и 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

Если выяснится, что в патенте и договоре с иностранцем указаны разные профессии, то работодатель может также получить штраф за ненадлежащее оформление договора с иностранцем. Штрафы за нарушение ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ доходят до 100 тыс. рублей. Если нарушение зафиксировано повторно, то штраф – до 200 тыс. рублей.

Также штраф работодатель получит и за подачу уведомления о приеме или увольнении иностранца с неправильно указанной профессией. За указание неверных или неполных сведений работодателю также грозит штраф до 1 млн рублей или приостановление деятельности компании на срок до 90 суток за нарушение ч. 3 и 4 ст. 18.15 КоАП РФ.

И таких нюансов в миграционном законодательстве много. Чтобы не думать об этом – отдайте ведение мигрантов и всех сопутствующих документов экспертам.

Миграционное сопровождение — ваша защита от миграционных рисков.

Подробнее о миграционном сопровождении можно узнать на сайте » Отдел миграционного сопровождения».

Тк рф глава 50.1: особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства (введена федеральным законом от 01.12.2014 n 409-фз)

Трудовой Кодекс РФ: Глава 50.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ИЛИ ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Статья 327.1. Общие положения

На трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.

Примечание.

О трудовой деятельности трудящихся государств-членов Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014, см. статью 97 Договора.

Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, если в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса такие особенности могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом, а также случаи и порядок установления таких особенностей другими актами, содержащими нормы трудового права, определяются настоящей главой.
Если иное не установлено федеральными законами, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста восемнадцати лет.

Трудовой договор между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем не может быть заключен, если в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации работодатель не вправе привлекать к трудовой деятельности работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных статьей 59 настоящего Кодекса, — срочный трудовой договор.

Статья 327.2. Особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства

  • Наряду со сведениями, предусмотренными частью первой статьи 57 настоящего Кодекса, в трудовом договоре с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, указываются сведения о:
  • разрешении на работу или патенте, выданных в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее — разрешение на работу или патент), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • разрешении на временное проживание в Российской Федерации, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее — разрешение на временное проживание), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • виде на жительство, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее — вид на жительство), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.
  • Наряду с условиями, предусмотренными частью второй статьи 57 настоящего Кодекса, обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг.
  • Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Статья 327.3. Документы, предъявляемые иностранным гражданином или лицом без гражданства при приеме на работу

  1. Наряду с документами, предусмотренными статьей 65 настоящего Кодекса, при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю:
  2. договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.
  3. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;
    разрешение на работу или патент, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  4. вид на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.

разрешение на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

Разрешение на работу может быть предъявлено иностранным гражданином или лицом без гражданства работодателю после заключения ими трудового договора, если заключенный и оформленный в соответствии с настоящим Кодексом трудовой договор необходим для получения разрешения на работу. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу, а сведения о разрешении на работу вносятся в трудовой договор в порядке, установленном частью третьей статьи 57 настоящего Кодекса.

При заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства не предъявляют работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Статья 327.4. Особенности временного перевода работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства

В случаях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.

2 настоящего Кодекса, временный перевод работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается без учета профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), указанной в разрешении на работу или патенте, на основании которых такой работник осуществляет трудовую деятельность, и не более чем один раз в течение календарного года.

Если по окончании срока временного перевода, указанного в части первой настоящей статьи, работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, невозможно предоставить прежнюю работу, трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 10 части первой статьи 327.6 настоящего Кодекса.

Если исполнение работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, обусловленной трудовым договором работы невозможно в связи с чрезвычайными обстоятельствами, указанными в части второй статьи 72.

2 настоящего Кодекса, и временный перевод его на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя невозможен в связи с возникновением необходимости в этом временном переводе повторно в течение одного календарного года, трудовой договор с таким работником прекращается в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 327.6 настоящего Кодекса.

Статья 327.5. Особенности отстранения от работы работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства

  • Наряду со случаями, указанными в статье 76 настоящего Кодекса, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в случае:
  • приостановления действия, окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • окончания срока действия разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • окончания срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • окончания срока действия вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
    окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Читайте также:  В каких случаях устанавливается суммированный учет рабочего времени и что это такое?

Статья 327.6. Особенности прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства

  1. Наряду с основаниями, предусмотренными настоящим Кодексом, основанием прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, является:
  2. 1) приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  3. 2) аннулирование разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  4. 3) аннулирование разрешения на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  5. 4) аннулирование вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  6. 5) окончание срока действия разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  7. 6) окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. 7) окончание срока действия вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  9. 8) окончание срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  10. 9) приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства;
  11. 10) невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с частью второй статьи 327.4 настоящего Кодекса;

11) невозможность временного перевода работника в соответствии с частью третьей статьи 327.4 настоящего Кодекса.

Трудовой договор подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным пунктами 5 — 8 части первой настоящей статьи, по истечении одного месяца со дня наступления соответствующих обстоятельств.
По основанию, предусмотренному пунктом 9 части первой настоящей статьи, трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. О прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 10 и 11 части первой настоящей статьи, работник, являющийся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен быть предупрежден в письменной форме работодателем не менее чем за три календарных дня до увольнения.

Статья 327.7. Особенности выплаты выходного пособия работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства

Наряду со случаями, предусмотренными частью третьей статьи 178 настоящего Кодекса, выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, при расторжении трудового договора в связи с приостановлением действия или аннулированием разрешения на привлечение и использование иностранных работников, на основании которого такому работнику было выдано разрешение на работу.

Конституционный суд поставил точку в вопросе: "нужно ли заключать с иностранным гражданином новый договор при изменении его трудовой функции и переводе по новому адресу"

4 февраля 2020 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление по делу о проверке конституционности пункта 1 примечаний к статье 18.

15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части второй статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца первого пункта 8 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

С текстом документа можно ознакомиться на сайте КС РФ: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx

  • Документ интерес тем, что ставит точку в вопросе, который до настоящего времени приходилось решать по обе стороны «баррикады»: необходимо ли уведомлять органы власти в сфере миграции в случае кадровых передвижений работника, связанных с изменением адреса нахождения его рабочего места и функциональных обязанностей.
  • Описываемая в Постановлении КС РФ ситуация следующая: в апреле 2017 на работу принимается гражданин Таджикистана на должность «водитель», в январе 2019 года в рамках трудовых отношений работодатель изменяет адрес места осуществления трудовой деятельности работника и его должность («продавец»).
  • Постановлением судьи Ленинского районного суда города Чебоксары от 3 апреля 2019 года, решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 16 мая 2019 года, Постановлением заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2019 года и даже Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года работодатель был признан виновным в том, что не уведомил органы МВД России о совершении указанных манипуляций, поскольку указанные манипуляции, по мнению перечисленных инстанций обязывают работодателя каждый раз заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор.
  • Однако, работодатель оказался не робкого десятка и благодаря ему мы получили таки ответ на вопрос: «А что же делать в указанной ситуации?»
  • Итак, позиция, которую заняли органы МВД России:
  1. Работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомить территориальный орган МВД России в субъекте Российской Федерации (полицейский Главк в регионе), на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о поручении ему работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о заключении трудового договора, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность

  2. Работодатель обязан каждый раз заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор в каждой из указанных ситуаций (в то время как основания для прекращения (расторжения) прежнего трудового договора отсутствуют).

Позиция Конституционного суда: закрепляя составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение, законодатель обязан соблюдать требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования.

Это означает, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы каждый точно знал, какое именно деяние находится под запретом и влечет за собой применение мер государственного принуждения, а также мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). При этом закон, устанавливающий административную ответственность, не может толковаться при его применении расширительно (как распространяющийся на деяния, прямо им не запрещенные)

  1. При этом абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» — по своему буквальному смыслу — возлагает на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином.
  2. Заключение, изменение и прекращение (расторжение) трудовых договоров с иностранными гражданами осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, предусматривающим в качестве общего правила распространение на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем норм, установленных российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права
  3. В то же время в период действия трудового договора может возникнуть необходимость поручить работнику иную оплачиваемую работу у того же работодателя (работу по другой должности, профессии, специальности) и (или) изменить иные условия ранее заключенного с ним трудового договора:
  • работнику может быть поручено выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) (части первая и вторая статьи 60.2);
  • работодатель вправе переводить работника на другую работу, что предполагает постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре),
  • работодатель вправе переводить работника в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1);
Читайте также:  Работаю сутки через сутки с напарником уже два года. Законен ли такой график?

Во всех указанных случаях отдельный (новый) трудовой договор между работодателем и работником не заключается.

https://www.youtube.com/watch?v=q5sgvNNGFO4\u0026pp=ygWcAtCY0L3RhNC-0YDQvNCw0YbQuNGPINC-INC00L7Qu9C20L3QvtGB0YLQuCDQuNC90L7RgdGC0YDQsNC90L3QvtCz0L4g0YDQsNCx0L7RgtC90LjQutCwLCDRg9C60LDQt9Cw0L3QvdCw0Y8g0LIg0YDQsNC30YDQtdGI0LXQvdC40Lgg0L3QsCDRgNCw0LHQvtGC0LUsINC90LUg0YHQvtCy0L_QsNC00LDQtdGCINGBINC00L7Qu9C20L3QvtGB0YLRjNGOLCDRg9C60LDQt9Cw0L3QvdC-0Lkg0LIg0YLRgNGD0LTQvtCy0L7QvCDQtNC-0LPQvtCy0L7RgNC1LiDQrdGC0L4g0L_RgNCw0LLQvtC80LXRgNC90L4_

Приведенные законоположения в полной мере распространяются и на трудовые отношения с участием работников, являющихся иностранными гражданами.

При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо специальных правил изменения условий заключенных с такими лицами трудовых договоров, за исключением особенностей временного перевода иностранного гражданина на другую работу в случаях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 (статья 327.

4), которые, по смыслу соответствующих норм, касаются лишь работников, являющихся иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на основании разрешения на работу или патента.

Таким образом, поручение иностранному гражданину работы у того же работодателя, не предусмотренной трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, и (или) работы по адресу, отличающемуся от указанного в заключенном с этим работником трудовом договоре, предполагает лишь изменение условий трудового договора и осуществляется в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Вместе с тем, Конституционный Суд заключает, что при этом сторонами трудового договора во всяком случае должны быть соблюдены установленные в отношении иностранных граждан в соответствии с федеральным законом ограничения на осуществление отдельных видов трудовой деятельности (часть четвертая статьи 327.

1 Трудового кодекса Российской Федерации), в том числе запрет на осуществление трудовой деятельности за пределами субъекта РФ, на территории которого иностранному гражданину выдано разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, а также по профессии, должности, виду деятельности, не указанным в разрешении на работу или патенте (если в патенте указывается должность) [1]

Соответственно, предусматривая административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином (часть 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации), федеральный законодатель исходил из тогочто абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» — по своему буквальному смыслу — предполагает обязанность работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином.

Обязанность же работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять указанный орган о любых изменениях определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином (в том числе о поручении такому работнику иной оплачиваемой работы у того же работодателя, а также об изменении адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность), названным Федеральным законом не предусмотрена.

Соответственно, бездействие работодателя, который привлек иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности на основании трудового договора, однако впоследствии не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о поручении такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность, не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации.

  • Конституционный Суд постановил пересмотреть ранее принятые судами решения.
  • Вывод: Работодатель не обязан заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор всякий раз, когда изменяется трудовая функция работника или он в рамках заключенного трудового договора осуществляет трудовую функцию по адресу, отличающемуся от того, где он начинал ее осуществлять при заключении договора и, соответственно, уведомлять органы МВД России о данных фактах.
  • Уведомления подаются только по факту заключения и прекращения (расторжения) договора, заключенного с иностранным гражданином.
  • Единственное – необходимо соблюдать ограничения, установленные для отдельных категорий иностранных граждан.
  • Какие это запреты:
  1. Нельзя допускать иностранного гражданина к работе по профессии (должности), не указанной у него в разрешении на работу или патенте (если в патенте указывается должность);

  2. Нельзя допускать иностранного гражданина к работе за пределами того субъекта Российской Федерации, где ему разрешено работать (касается иностранных граждан, получивших патент, разрешение на работу, свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников).

[1] Пункты 4.2 и 5 статьи 13, абзацы первый и второй пункта 16 статьи 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Перевод иностранного работника на другую должность

Главная страница Форум Гарант

Иностранный гражданин работает по срочному трудовому договору (на срок указанный в разрешении на работу), требуется перевести на другую должность, что указать в приказе о переводе, временный перевод (указать с . и по дату окончания разрешения) или постоянный? склоняюсь к первому, но нет уверенности))..

Иностранный гражданин работает по срочному трудовому договору (на срок указанный в разрешении на работу) незаконно, если иных оснований, перечисленных в ст. 59 ТК, нет.

должен быть бессрочным.

, требуется перевести на другую должность, что указать в приказе о переводе, временный перевод (указать с . и по дату окончания разрешения) или постоянный? склоняюсь к первому, но нет уверенности)).. зря склоняетесь. второй.

и не забудьте изменения сначала в РнР внести — там ведь другая должность/профессия указана.

Как незаконно, если в разрешении указывается дата их пребывания в России? Если они работаю по разрешению, а разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного работника на ВРЕМЕННОЕ осуществление на территории РФ трудовой деятельности И миграционная принуждает к этому.

Как незаконно, если в разрешении указывается дата их пребывания в России? и что? ст. 59 ТК РФ читали?

И миграционная принуждает к этому. давно ФМС у нас вопросами трудового права занимается? повторяю — незаконно.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ», 2019.

Перевод иностранца на другую должность внутри компании потребует обращения в миграционную службу

В данной ситуации работнику необходимо оформить изменения в разрешение на работу, поскольку в этом документе должен быть указан именно тот вид деятельности, который работник будет осуществлять, работая в организации.

Правовой статус иностранных работников установлен положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ).

Причем порядок получения разрешительных документов для трудоустройства иностранцев, прибывших в Россию в порядке, требующем получения визы, и «безвизовых» иностранцев несколько отличается.

Граждане Рес­публики Узбекистан вправе въезжать в Россию без виз (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан»).

Но независимо от этих отличий иностранные граждане обоих категорий для легального осуществ­ления трудовой деятельности на территории России должны получить разрешение на работу (п. 4 ст. 13, п. 1 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ). Форма разрешения на работу для «безвизовых» иностранцев утверждена приказом ФМС России от 25.12.

2006 № 370 (приложение 4). На бланке разрешения помимо другой информации указывается и вид деятельнос­ти, которую будет осуществлять иностранный работник на территории Российской Федерации. Пунк­том 4.2 ст.

13 Закона № 115-ФЗ установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой дея­тельности), не указанной в разрешении на работу. Отметим, что в такой формулировке данная норма действует только с 10 января 2014 г. Прежняя редакция п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ предусматривала менее строгие правила и не допускала осуществление трудовой деятельности временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданом только вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Ответственность за незаконное привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельнос­ти в России установлена ст. 18.15 КоАП РФ. Причем размер административных штрафов, установленный для работодателей, довольно велик. Привлечение к трудовой дея­тельности в России иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 250 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Читайте также:  Работаю в фирме уже 2 месяца, но работодатель так и не ознакомил с должностной инструкцией. Меня должно это волновать?

А если работодатель находится в Москве или в Санкт-Петер­бур­ге, то размер штрафа составит уже от 35 000 до 70 000 руб. для должностных лиц и от 400 000 до 1 млн руб. для юридических лиц.

Трудовой договор с иностранцем в 2023 году: как оформить

  1. Главная →
  2. Журнал →
  3. Сотрудники →
  4. Движение персонала

С 1 января 2023 года большинство иностранцев будут подлежать обязательному медицинскому страхованию (ОМС).

Также для них появляется новый документ — разрешение на временное проживание для получения образования (РВПО). Рассказываем, что нужно учесть российскому работодателю при заключении трудового договора с гражданами других стран в 2023 году.

Действия работодателя при приеме на работу гражданина другой страны напрямую зависят от основания, по которому тот находится в Российской Федерации. На 1 января 2023 года мигрант по Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…» может иметь один из следующих статусов:

  • временно пребывающий визовый иностранец;
  • высококвалифицированный специалист (ВКС);
  • временно пребывающий безвизовый иностранец;
  • временно проживающий мигрант, в том числе получающий образование;
  • постоянно проживающий иностранец.

Мы не касаемся в статье беженцев, лиц с временным убежищем и участников программы по переселению соотечественников. Их положение регулируется отдельными нормативными документами, и они имеют особый статус, отличный от статуса иностранца.

Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки

Отчитаться

Временно пребывающий визовый иностранец

Этот статус имеют жители стран, с которыми у Российской Федерации нет соглашения о безвизовом режиме, или его действие приостановлено. Пример: Австрия, Германия, Польша, Афганистан. Проверить наличие соглашения можно на портале Консульского департамента МИД РФ.

Временно пребывающие визовые иностранцы находятся в России на основании обыкновенной рабочей, учебной или деловой визы (раздел II Положения, утвержденного Постановлением Правительства от 09.06.2003 № 335). Она ограничена по сроку, но продлевается по заявлению мигранта.

В большинстве случаев иностранцы с таким статусом могут находиться в России столько, сколько действует виза (ст. 5 Закона № 115-ФЗ). Для их трудоустройства работодатель получает разрешение на привлечение мигрантов (Приказ МВД от 01.08.2020 № 541). Самому иностранцу потребуется разрешение на работу (ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

  • он имеет право работать только на территории того региона, который указан в разрешении на работу;
  • направить его в командировку можно, если его должность или профессия есть в перечне по п. 1 приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н, а срок поездки не превышает 10 дней в течение года.

В эту категорию входят иностранцы, если условия их трудового договора отвечают определенным критериям по уровню дохода или категории работодателя (ч. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Для большинства ВКС это условие о зарплате не ниже 167 тыс. рублей в месяц. Работодатели для привлечения такого мигранта подают ходатайство для выдачи разрешения на работу (Приказ МВД от 01.08.2020 № 541).

Высококвалифицированные специалисты могут находиться на территории России на основании деловой визы — на время заключения трудового договора, рабочей визы или вида на жительство (ВНЖ) со сроком действия разрешения на работу.

Временно пребывающий ВКС и неработающие члены его семьи обязаны иметь полис ДМС на весь срок действия трудового договора. Страховку для них может оформить работодатель (п. 14 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

  • на такого иностранца и членов его семьи не распространяются квоты по приему иностранных граждан;
  • разрешение на работу может действовать на территории нескольких регионов;
  • ВКС могут ездить в служебные командировки без ограничений по должности, если общий срок поездки не превышает 30 дней в год (п. 3 «а» приложения к Приказу № 564н).

Кадровикам важно не путать высококвалифицированных специалистов с квалифицированными специалистами (Приказ Минтруда России от 05.04.2022 № 199н). Вторая категория — представители определенных должностей и профессий, которые имеют право на получение российского гражданства в упрощенном порядке. Статус ВКС в трудовых отношениях на них не распространяется.

Временно пребывающий безвизовый иностранец

Такой статус имеют граждане стран, с которыми у Российской Федерации есть соответствующие соглашения. Пример: Азербайджан, Таджикистан, государства ЕАЭС.

Работодатель заключает трудовой договор с безвизовыми иностранцами без получения разрешения на привлечение мигрантов (п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Самому гражданину нужно оформить патент (ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

Особый статус в этой группе имеют граждане стран-участниц ЕАЭС (п. 97 Договора о ЕАЭС). Их можно принимать на работу без патента, только на основании гражданского паспорта и миграционной карты. Также для них нет ограничений по служебным командировкам.

Мигрант с патентом может работать только на территории региона, указанного в патенте. В командировки его отправлять нельзя. Если же возникает необходимость отправить иностранца в служебную командировку, придется оформлять дополнительный патент.

Временно проживающий мигрант

Статус имеют иностранцы, которым выдано разрешение на временное проживание (РВП). По общему правилу этот документ действует три года (ст. 6 Закона № 125-ФЗ). 

Иностранцев с РВП принимают на работу вне квот, без патентов и разрешений. Но есть одно ограничение — они могут трудиться только в том регионе, где им разрешено временное проживание. И существуют особенности направления в служебные командировки (п. 2 приложения к Приказу № 564н).

С 1 января 2023 года в Законе № 115-ФЗ появляется новый вид документа — разрешение на временное проживание в целях получения образования или РВПО (ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 357-ФЗ).

Оно выдается иностранцам или лицам без гражданства, которые учатся очно в вузах с государственной аккредитацией или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в государственной образовательной организации или государственной научной организации.

Это значит, что работодатели смогут принимать зарубежных студентов без квот, патентов и разрешений, только на основании РВПО.

Постоянно проживающий мигрант

Такой статус иностранец приобретает при получении вида на жительство (ВНЖ). Документ не имеет срока действия, кроме исключений в ст. 8 Закона № 115-ФЗ:

  • биометрический ВНЖ или ВНЖ лица без гражданства действует 10 лет;
  • для ВКС — на срок действия разрешения на работу.

Иностранцев с ВНЖ принимают на работу в российскую компанию без патента и разрешений. Также для них нет ограничений по служебным командировкам и разъездному характеру работы.

Мигранта принимают на работу с учетом следующих особенностей:

  • ему должно исполниться 18 лет (ч. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ);
  • в трудовом договоре нужно указать реквизиты разрешения на работу, патента, РВП, РВПО, ВНЖ;
  • при приеме ВКС нужно урегулировать вопрос оказания тому медицинской помощи на весь срок трудовых отношений.

С 1 января 2023 года временно пребывающие в России иностранцы и лица без гражданства, за исключением временно пребывающих ВКС и неработающих членов их семей, подлежат обязательному медицинскому страхованию (ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 240-ФЗ, ст. 8 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ). Это значит, что при трудоустройстве работодатели не требуют с них полис ДМС и платят за них страховые взносы.

Пошаговый алгоритм приема на работу иностранца в 2023 году выглядит так.

Шаг 1. Проверить правовой статус иностранца, в том числе на портале Консульского департамента МИД РФ: 

  • временно пребывающий визовый иностранец;
  • ВКС;
  • временно пребывающий безвизовый иностранец, в том числе гражданин ЕАЭС;
  • временно проживающий мигрант, в том числе получающий образование;
  • постоянно проживающий иностранец.

Шаг 2. Проверить действительность документов, подтверждающих режим пребывания в России:

  • национального паспорта и миграционной карты (кроме граждан Беларуси);
  • РВП или РВПО для временно проживающих иностранцев;
  • ВНЖ для постоянно проживающих мигрантов.

Шаг 2.1. Получить квоту и разрешение на привлечение мигрантов при трудоустройстве временно пребывающих визовых иностранцев (Приказ МВД от 01.08.2020 № 541):

  • заполнить заявку в АИК «Миграционные квоты»;
  • подать в местный Центр трудовых ресурсов заявку из АИК, приложив к ней гарантийное письмо об обеспечении иностранца жилым помещением и обоснование необходимости привлечения мигрантов по определенным профессиям и должностям;
  • направить в отдел по вопросам миграции (ОВМ) МВД России заявление о выдаче разрешения на привлечение мигрантов (приложение 1 к Приказу МВД России от 19.06.2017 № 392).

Для получения разрешения на работу визовому иностранцу работодатель представляет в ОВМ МВД копию паспорта и медицинские документы иностранца (п. 39 Административного регламента по Приказу МВД № 541).

Шаг 2.2. Получить разрешение на работу для высококвалифицированного специалиста (ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ):

  • заключить трудовой договор с ВКС, где указать дату вступления в силу после получения разрешения на работу;
  • направить ходатайство в ОВМ МВД о привлечении высококвалифицированного специалиста (Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 487), приложив к нему гарантийное письмо о возмещении расходов на выдворение иностранца при досрочном увольнении (Приказ МВД № 541).

Шаг 3. Заключить трудовой договор с иностранцем. В документе обязательно указать реквизиты разрешения на работу, патента, РВП, РВПО, ВНЖ (ст. 327.2 ТК РФ).

Проверьте наличие документов для трудоустройства мигранта по чек-листу:

  1. Национальный паспорт.
  2. Документы об образовании, квалификации.
  3. Трудовая книжка — может оформить работодатель.
  4. СНИЛС — может оформить работодатель.
  5. ИНН — может оформить работодатель.
  6. Виза — для ВКС, визовых мигрантов.
  7. Миграционная карта — для всех, кроме граждан Беларуси, а также постоянно или временно проживающих иностранцев.
  8. РВП или РВПО — для временно проживающих иностранцев.
  9. ВНЖ — для постоянно проживающих иностранцев.
  10. Разрешение на работу — для визовых мигрантов и ВКС.
  11. Патент и чек об оплате патента — для безвизовых иностранцев, кроме граждан ЕАЭС.
  12. Полис ДМС — для ВКС.

По общему правилу с иностранцами заключают трудовой договор на неопределенный срок, за исключением случаев по ст. 59 ТК РФ (ст. 327.1 ТК РФ).

Если у мигранта истекает срок действия разрешения на работу, РВП или другого разрешительного документа, работодатель обязан отстранить его от работы (ст. 327.5 ТК РФ).

Через месяц, если иностранец не получит новые документы, его увольняют (ст. 327.6 ТК РФ).

Кадровикам нужно следить, чтобы все разрешения мигранта действовали в течение всего срока трудового договора. Иначе компанию привлекут к административной ответственности со штрафами в несколько сот тысяч рублей или приостановкой деятельности (ст. 18.15 КоАП РФ).

Шаг 4. Уведомить МВД России о приеме на работу иностранца в трехдневный срок после заключения трудового договора (ч. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, приложение 7 к Приказу МВД России от 30.07.2020 № 536). 

Шаг 5. Поставить работника на миграционный учет, если компания предоставила ему место для проживания, например, бытовку по своему адресу (ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ).

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!

Попробовать

Правила о том, что большинство иностранных работников не обязано иметь полис ДМС на срок действия трудового договора, следует отразить в локальных нормативных актах компании. Работодателям нужно сделать ревизию внутренних документов и внести соответствующие правки в разделы с гарантиями для мигрантов и их обязанностями, например:

  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Положение о страховом обеспечении работников.
  • Трудовые договоры с иностранцами.

Напомним, что изменения в локальные акты вносят в том же порядке, что принимались сами документы, подробнее об этом можно прочитать в статье «Локальный нормативный акт: как разработать и утвердить». К трудовым договорам подписывают дополнительные соглашения.