Можно ли заключить с работником-водителем, использующим автомобиль организации, договор о полной материальной ответственности на вверенный ему автомобиль?
Несмотря на то, что возможность нанесения ущерба компании ее сотрудником есть всегда, материальную ответственность можно установить только к определенным категориям работников. Полный перечень таких профессий перечислен в Постановлении Министерства труда РФ от 31.12.2002 № 85.
- Скачать образец договора материальной ответственности водителя за автомобиль (word)
- Скачать образец договора о материальной ответственности водителя грузового автомобиля (word)
- Мнение эксперта Соболев Дмитрий Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта Ранее мы подробно разбирали статью УК РФ о порче чужого имущества, рекомендуем вам также ознакомиться с этим материалом .
Законодательная база
Непосредственно водители в нем не упоминаются, однако если водитель занят перевозкой грузов, денежных средств и других ценностей, компания имеет право заключить с ним договор материальной ответственности. Со всеми остальными водителями (например, такси, автобуса) подписать такой документ невозможно.
Полная ответственность может наступить только при возникновении ограниченного количества случаев, четко прописанных в договоре материальной ответственности водителя за автомобиль (на основе данных ТК):
- Недостача товара по вине работника (невнимательность, ошибки в заполнении документов, при передаче груза и т.п.).
- Умышленное нанесение вреда.
- Нанесение ущерба по неосторожности, в том числе и в состоянии опьянения.
- Порча имуществ в результате преступных действий (квалифицировать деяние как преступление может только суд).
- Порча имущества в результате совершения действия, которое определяется как административное нарушение.
- Разглашение конфиденциальных сведений посторонним лицам.
Матответственность означает, что компания вправе удерживать часть зарплаты сотрудника (не более 20%) в счет погашения ущерба.
Компенсацию можно получить и в большем размере, однако такие решения вправе принять только суд. Максимальный размер возмещения может составить до 50% от официальной зарплаты водителя.
Сумма удерживается в течение нескольких месяцев до тех пор, пока ущерб не будет возмещен в полном объеме.
При взыскании средств в качестве компенсации компания обязана установить причину инцидента и обосновать вину водителя, а также рассчитать сумму ущерба исходя из актуальных цен. Также компания запрашивает письменные объяснения от работника, а при отказе составления объяснительной оформляет соответствующий акт в присутствии 2-3 свидетелей (других сотрудников организации).
Наряду с собственно возмещением ущерба работник может быть привлечен и к другим видам ответственности – административной и уголовной, а также к дисциплинарным взысканиям. Решение о наложении штрафа либо более суровой мере наказания также принимает суд.
Мнение эксперта Соболев Дмитрий Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта Ранее мы публиковали образец договора аренды транспортного средства без экипажа, рекомендуем вам также ознакомиться с ним .
Образец и правила составления договора материальной ответственности водителя
При составлении договора мат. ответственности водителя за автомобиль компания может воспользоваться любым образцом либо разработать собственную форму. Особое внимание стоит уделить описанию конкретных случаев, при которых наступает материальная ответственность. Документ обычно содержит такую информацию:
- Дата и место подписания, ФИО водителя и название компании, а также ФИО сотрудника, который действует от ее лица.
- Прямое утверждение о том, что водитель принимает на себя полную материальную ответственность за автомобиль.
- Уточнение обязанностей в связи с принятием ответственности. Это обеспечение безопасной езды, неукоснительное соблюдении ПДД, обязанность предвидеть дорожную обстановку в том числе и в сложных погодных условиях. Также водитель не может оставлять машину без присмотра даже на короткое время, должен всегда включать сигнализацию, блокировать двери во время движения, следить за ее техническим состоянием, регулярно заполнять соответствующую документацию.
- В документе также указывают, что водитель не может нести ответственности, если инцидент возник не по его вине. Вина может быть связана как с действиями, так и с бездействием. Причем деяния могут совершаться как с умыслом, так и без умысла (по невнимательности). Наличие вины определяется в ходе внутреннего расследования в компании, может быть признано водителем или не признано. Однако в любом случае вина порождает наступление ответственности, если водителю не удастся доказать обратное в суде.
- Заключительные положения и подписи сторон, расшифровки подписей (фамилия, инициалы), дата, печать организации.
При составлении договора о полной материальной ответственности водителя за авто можно ориентироваться на такой образец.
Важно понимать, что в договоре материальной ответсвенности водителя лучше именовать как экспедитора (если он перевозит грузы) или инкассатора (при транспортировке наличных средств).
Судебная практика знает довольно много случаев, когда сотруднику удавалось оспаривать решение компании о возмещении ущерба на основании того, что в договоре он был назван просто водителем.
Как уже говорилось, эта должность не перечисляется в соответствующем Приказе Министерства труда РФ, поэтому полная матответственность невозможна.
Получение ущерба без договора
Даже если договор о материальной ответственности за авто не был составлен, это не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения ущерба. При отсутствии договора действия лица могут быть оценены согласно нормам ГК, КоАП и УК. Однако в данном случае компания не вправе «автоматически» удерживать часть зарплаты работника в качестве компенсации.
Если формально материальной ответственности водителя за машину нет, компания вынуждена будет обратиться в суд для фиксирования факта нанесения ущерба по вине работника. Тогда в отношении виновного будут применяться статьи о порче имущества, на основании которых оно должно будет компенсировать ущерб и сами судебные издержки.
Поделиться ссылкой:
Суд: водитель не может нести полную материальную ответственность за автомобиль на основании соответствующего договора
billiondigital / .com
Одним из оснований для привлечения работника к полной материальной ответственности является недостача ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (ст. 243 Трудового кодекса). В силу ст.
244 ТК РФ договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться только с работниками, выполняющими работы или занимающими должности, поименованные в утвержденном Минтрудом России перечне.
Должность «водитель» в этом перечне отсутствует, однако упомянуты, например, работники, осуществляющие транспортировку материальных ценностей.
Этим и пользуются многие работодатели, заключая с водителями договоры о полной материальной ответственности за сами вверенные им автомобили (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 28 февраля 2019 г. по делу № 33-897/2019).
Однако суды чаще всего признают такую практику незаконной, указывая на тот факт, что автомобиль по своей природе не является транспортируемой материальной ценностью, а представляет собой инструмент, с помощью которого работник выполняет трудовую функцию.
Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца
Очередной подобный пример недавно имел место в практике Омского областного суда. Работник стал виновником ДТП, в результате которого принадлежащий работодателю автомобиль получил повреждения. Водитель обязался добровольно возместить работодателю ущерб и починил автомобиль за свой счет.
Однако после этого передумал и решил взыскать потраченные на ремонт средства в судебном порядке. Суд удовлетворил требования работника частично.
Судьи установили, что работник действительно должен нести материальную ответственность за причиненный ущерб, однако лишь в пределах своего среднего месячного заработка.
Договор о материальной ответственности с водителем не может заключаться в отношении транспортного средства, поскольку транспортное средство представляет собой материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции водителя. Закрепленный за работником автомобиль был предоставлен ему для выполнения трудовой функции водителя, а не в качестве материальных ценностей под отчет. В связи с этим оснований для возложения на работника полной материальной ответственности не имеется.
В отношении же добровольно взятых на себя работником обязательств по возмещению ущерба суд отметил, что положения ст.
248 ТК РФ (согласно которой работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично) не являются дополнительным основанием для возникновения у работника полной материальной ответственности, а письменное обязательство о возмещении работником ущерба работодателю не должно противоречить требованиям ст. 241 ТК РФ, ограничивающей размер материальной ответственности работника.
Можно ли заключить договор возмездного оказания услуг с работником, который числится в штате организации? Какие последствия несет работодатель, если он оформил договор возмездного оказания услуг с работником, который числится в штате? Может ли работник выполнять одну и ту же работу в организации по трудовому договору и договору возмездного оказания услуг в одно и то же время?
Предваряя ответ на заданные Вами вопросы, отметим, что штатное расписание (форма штатного расписания (форма N Т-3) утверждена постановлением Госкомстата от 05.01.2004 N 1) является локальным нормативным актом работодателя (ст. 8 ТК РФ), определяющим структуру организации и численность должностей (в конкретных подразделениях и в целом), предполагаемых к занятию работниками, т.е. лицами, с которыми организацией заключены трудовые договоры. Иными словами, штатное расписание фиксирует структуру организации лишь с точки зрения трудовых правоотношений; в нем никак не отражаются гражданско-правовые связи организации (в том числе работы, выполняемые для организации лицами по гражданско-правовым договорам).Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу своего добровольного волеизъявления (ст. 421 ГК РФ) работник вправе вступить с организацией в гражданско-правовые отношения, например, заключив договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ), на которые трудовое законодательство не распространяется (часть восьмая ст. 11 ТК РФ).Каких-либо ограничений на заключение гражданско-правовых договоров между организацией и ее работником (штатным сотрудником) гражданским законодательством не установлено. То есть заключение организацией с одним и тем же физическим лицом одновременно гражданско-правового и трудового договора не противоречит действующему законодательству и наличие одного не исключает другого. Следовательно, само по себе заключение гражданско-правового договора со своим работником правомерно и не несет для организации никаких негативных правовых последствий.Что же касается Вашего третьего вопроса, то хотим отметить, что, хотя заключение одновременно гражданско-правового договора и трудового договора на выполнение одной и той же работы формально не противоречит нормам законодательства, с практической точки зрения, оно может предполагать лишь выполнение такой работы в разное время (по трудовому договору — в рабочее время (часть 1 ст. 91 ТК РФ), по гражданско-правовому — вне его), иначе у работодателя отсутствуют законные основания для выплаты работнику должностного оклада по трудовому договору, поскольку в свое рабочее время тот не исполнял свои должностные обязанности по трудовому договору, а выполнял работы по иному, гражданско-правовому, договору (часть 4 ст. 129 ТК РФ).В случае возникновения между гражданином и организацией спора окончательно решить вопрос о квалификации сложившихся между ними отношений (являются ли они трудовыми или гражданско-правовыми) может только суд.Часть четвертая ст. 11 ТК РФ предусматривает, что в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Как отмечается в определении Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 597-О-О, суды общей юрисдикции, рассматривая вопрос о признании сложившихся между работодателем и работником отношений либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в ст.ст. 15 и 56 ТК РФ.Таким образом, даже если между сторонами заключено соглашение, названное договором об оказании услуг, а стороны в нем именуются исполнителем и заказчиком, такой договор может быть квалифицирован судом как трудовой, если по существу возникшие между сторонами отношения отвечают признакам трудовых. Иными словами, если возникнет вопрос о переквалификации гражданско-правого договора в трудовой, то оцениваться сложившиеся между сторонами отношения будут в целом. О фактическом наличии трудовых отношений между сторонами договора могут свидетельствовать, в частности, подчинение сотрудника правилам внутреннего трудового распорядка (ее режиму труда и отдыха) организации, другим ее локальным нормативным актам, предоставление организацией сотруднику оплачиваемых отпусков, начисление ему заработной платы, выплата премий, внесение записи о работе в трудовую книжку и иные признаки.
Образец договора с водителем о материальной ответственности за автомобиль в 2023 году
Договор о материальной ответственности с водителем — это соглашение между работником и работодателем о том, что работник (в данном случае водитель) обязуется возместить убытки, связанные с вверенным ему имуществом (транспортным средством).
В нашем случае такое соглашение заключат только с инкассатором, экспедитором или водителем, занимающимся получением, заготовкой, хранением, учетом, выдачей, перевозкой матценностей, как правило на грузовом автомобиле. В остальных случаях договор юридической силы не имеет (см. решение Лениногорского горсуда Республики Татарстан от 06.04.2015 по делу №2-2225/2014).
Какая ответственность бывает
- Статья 243 Трудового кодекса РФ гласит: договор о полной матответственности допускается заключать не со всеми, а только с определенными категориями работников.
- Законодательство определяет, что работник обязан возместить причиненный работодателю ущерб. Ответственность бывает:
- Если в первом случае сотрудник отвечает в пределах среднего месячного заработка, то во втором он обязан полностью компенсировать ущерб, размер которого устанавливается исходя из средних цен имущества с учетом его износа (примерно равно балансовой стоимости).
Однако законодатель исходит из того, что вред чаще всего наносится в результате отсутствия предусмотрительности или небрежности. Случаи, когда работник несет полную матответственность, предполагают исключительные обстоятельства, например нахождение в состоянии алкогольного опьянения, совершение преступления и т. д.
Работник отвечает в полном объеме, даже если соглашение о полной материальной ответственности не заключено.
Если вы в «Перечне…», значит, материально ответственны
Также полная матответственность наступает у сотрудников, которые допущены непосредственно к ценностям и денежным средствам. С ними соответствующее соглашение, образец которого можно скачать ниже, заключается в обязательном порядке.
Существует специальный перечень должностей, с представителями которых работодатель вправе заключать договор о полной матответственности. Он содержится в «Перечне должностей и работ…», утвержденном постановлением Минтруда №85 от 31.12.2002.
Эти лица несут индивидуальную ответственность, что логично, поскольку им вверены ценные вещи. К таким профессиям относятся, например, следующие:
- кассир;
- бухгалтер;
- экспедитор.
Какой водитель автомобиля обязан скачать образец соглашения
Далее разберемся, в каких случаях и кому понадобится образец договора материальной ответственности водителя экспедитора — его заключение с экспедитором правомерно и даже обязательно, если:
- должность сотрудника включена в указанный перечень;
- он допущен к обращению с материальными ценностями.
Такая должность, как водитель, не содержится в упомянутом перечне, в нем есть только указание на инкассатора. Таким образом, соглашение, предусматривающее, что управляющий транспортным средством отвечает полностью за вред, причиненный автомобилю, по своей сути не соответствует законодательству и даже в случае его заключения признается незаконным, что соответствует судебной практике.
Водитель отвечает за груз или за грузовой транспорт?
Соглашение о полной матответственности с представителями этой профессии может быть заключено тогда, когда управление автомобилем совмещается с обязанностями по распоряжению материальными ценностями. Например, лицо, управляющее автомобилем, является еще и инкассатором, экспедитором или занимается не только транспортировкой ценностей на грузовом автомобиле, но и их выдачей, хранением, учетом.
https://www.youtube.com/watch?v=mTighipFq8o\u0026pp=ygWiAtCc0L7QttC90L4g0LvQuCDQt9Cw0LrQu9GO0YfQuNGC0Ywg0YEg0YDQsNCx0L7RgtC90LjQutC-0Lwt0LLQvtC00LjRgtC10LvQtdC8LCDQuNGB0L_QvtC70YzQt9GD0Y7RidC40Lwg0LDQstGC0L7QvNC-0LHQuNC70Ywg0L7RgNCz0LDQvdC40LfQsNGG0LjQuCwg0LTQvtCz0L7QstC-0YAg0L4g0L_QvtC70L3QvtC5INC80LDRgtC10YDQuNCw0LvRjNC90L7QuSDQvtGC0LLQtdGC0YHRgtCy0LXQvdC90L7RgdGC0Lgg0L3QsCDQstCy0LXRgNC10L3QvdGL0Lkg0LXQvNGDINCw0LLRgtC-0LzQvtCx0LjQu9GMP8Kg
Однако надо учесть, что отвечает сотрудник за груз, а не за грузовой транспорт. Это означает, что договор материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль или легковой (это неважно) не имеет силы, даже если происходит подобное совмещение.
Почему это так, обосновано выше: такой профессии в перечне, утвержденном правительством, не содержится. При причинении вреда грузовому транспорту полностью возмещать вред водитель не обязан — это риск нанявшей его компании. Исключение: работник спровоцировал ДТП намеренно в результате преступного умысла.
Реквизиты соглашения и образец
Типовая форма соглашения утверждена постановлением Минтруда №85 от 31.12.2002. Использование ее желательно, так как некоторые проверяющие органы (например, трудовая инспекция) настоятельно рекомендуют такой образец.
Договор с водителем-экспедитором о материальной ответственности можно скачать, образец представлен ниже. Обязательные реквизиты стандартны: наименования и данные сторон, время и место заключения. На полную матответственность указывается отдельно.
Образец соглашения о полной матответственности экспедитора
Образец соглашения о матответственности при управлении грузовым автомобилем
Договор материальной ответственности водителя за автомобиль
Водитель, работающий на предприятии или в организации, может нести материальную ответственность за доверенный ему транспорт перед работодателем.
Суть такой ответственности заключается в обязательном возмещении вреда, нанесённого транспортному средству во время трудовой деятельности (в рабочее время). При этом неправомерные действия сотрудника должны быть доказаны (иметь документальное подтверждение, например, в виде акта).
Соответствующие договоры с водителями заключаются на основании 224-й статьи Трудового кодекса и постановления Министерства труда под номером 85, принятого в декабре 2002 года.
В указанном постановлении находится полный перечень должностей, на которые распространяется возможность заключения договоров.
Ответственность для водителя может быть как полной, так и частичной или ограниченной.
Какие договоры заключаются?
Ответственность работника, касающаяся транспортного средства, наступает только в случае заключения отдельного договора. В этом случае человек, управляющий автомобилем, будет возмещать убытки, если транспорт был повреждён по неосторожности или злому умыслу.
Как было сказано выше, ответственность может быть:
- полной (убыток будет возмещён в полном объёме вне зависимости от размеров оклада работника);
- частичной (вред возмещается исходя из размеров месячного оклада).
- работодатель не может требовать возместить якобы упущенную выгоду (например, если вышедший из строя автомобиль не смог доставить товар в магазин вовремя);
- водитель несёт ответственность исключительно за прямой ущерб;
- полная ответственность налагается строго в соответствии с трудовым законодательством, то есть, если такая ответственность предусмотрена для конкретной должности и человек имеет доступ к денежным или иным ценностям предприятия (либо ответственность в полном объёме изначально предусмотрена трудовым контрактом);
- частичная или ограниченная ответственность не может превышать размеры месячного оклада согласно 241-й статье ТК, если обратное положение не прописано в трудовом контракте (не заключён договор о несении ответственности в полном объёме).
Структура и форма документа
Договоры такого рода имеют типовую форму заполнения и могут заключаться не только с водителями, но и другими работниками, имеющими отношение к хранению или транспортировке материальных ценностей или денежных средств.
- Вверху указывается его регистрационный номер и полное название документа (ответственность за автомобиль), а также дата заполнения.
- Ниже перечисляются заинтересованные стороны. Вписывается ФИО и должность руководителя, а также основания, позволяющие этому лицу подписывать документ (например, коллективный договор). Фиксируется лицо, которому доверено транспортное средство (на постоянной или временной основе).
- Далее следует полное перечисление обязанностей обеих заинтересованных сторон.
На работника возлагается ответственность за отсутствие доверенного транспорта (его утрату), за причинённый технике вред и ущерб, нанесённый работодателю либо другим лицам вследствие неправомерных действий работника. В обязанности работника входит:
- бережное отношение к доверенному транспорту;
- уведомление работодателя о наличии каких-либо обстоятельств, могущих привести к утрате или порче доверенного имущества;
- участие в регулярных проверках (инвентаризациях и ревизиях).
- обеспечение всех необходимых условий для осуществления работником трудовой деятельности;
- ознакомление с действующими положениями трудового законодательства и различными локальными актами, касающимися порядка транспортировки грузов и обслуживания транспортного средства;
- своевременное проведение ревизий и составление соответствующих документов, фиксирующих результаты проверки.
В четвёртом пункте документа определяются размеры компенсации в соответствии с трудовым законодательством.
И указывается, что работник не отвечает за ущерб, случившийся не по его вине.
В заключительном пункте фиксируется, что договор может быть изменён или расторгнут только по соглашению двух заинтересованных сторон. Документ подписывает руководитель и работник.
Подпись работодателя дополняется круглой (мокрой) печатью.
Важные моменты
Следует понимать, что ответственность в полном объёме согласно трудовому законодательству налагается, если водитель имеет отношение к транспортировке денежных средств или любых других ценностей.
А управление автомобилем, не подразумевающее транспортировку ценностей, сопровождается только заключением документа о неполной ответственности. В этом случае работник компенсирует ущерб, связанный с поломками по его вине либо с ДТП.
Водителем считается лицо, с которым был заключён соответствующий трудовой контракт.
Договор материальной ответственности водителя за автомобиль. Образец и бланк 2023 года
Договор материальной ответственности водителя за автомобиль – этот тот вид договоров, которые заключаются вопреки их полной бесполезности.
Файлы в .DOC:Бланк договора материальной ответственности водителя за автомобильОбразец договора материальной ответственности водителя за автомобиль
В некотором смысле заключение подобного договора осуществляется работодателями с целью мобилизации чувства ответственности водителя за вверенный ему автомобиль. В то же время этот договор не может дать никакой гарантии возмещения ущерба сверх той, которую дает Гражданский кодекс РФ.
Почему в договоре нет смысла
Существует множество вариантов типовых договоров о материальной ответственности водителя за автомобиль. Они составляются, поскольку на них есть постоянный спрос. Ни вреда, ни пользы от заключения данного договора не будет.
Работодатель не сможет взыскать в директивном порядке с водителя полную стоимость причиненного ущерба, поскольку для этого потребовалось бы предварительное заключение договора о полной материальной ответственности.
Но с водителем подобные виды договоров не заключаются, поскольку Постановление Министерства Труда РФ от 31.12.2002 за номером 85 дает исчерпывающий перечень работников, с которых может быть взыскана 100-процентная сумма причиненного ущерба. Водителей в этом перечне нет.
Договор о полной материальной ответственности может быть заключен с водителем-экспедитором, но только в отношении вверенного ему товара, а не автомобиля.
Если говорить о стандартном договоре материальной ответственности, то в соответствии со ст. 241 ТК РФ взыскать с водителя можно будет лишь сумму, не превышающую его среднемесячный заработок.
Что же касается взыскания ущерба за поврежденный в результате неправомерных действий водителя автомобиль, то обязанность возмещения уже лежит на водителе в соответствии с положениями Гражданского кодекса. И начисляться ущерб будет не в соответствии с пунктами договора, а в соответствии с положениями закона.
Статья 243 ТК РФ устанавливает, в каких случаях с работника может быть взыскана полная сумма ущерба без предварительного заключения договора о полной материальной ответственности.
В частности, работник обязан полностью погасить ущерб в случае, если он был причинен в состоянии алкогольного или иного опьянения, в результате противоправных действий, в результате использования автомобиля в нерабочее время и т.д.
Если водитель нанесет вред автомобилю при обстоятельствах, изложенных в данной статье, то обязанность возмещения ложится на него без каких либо договоров о материальной ответственности.
Если все же решили заключить договор
Смысл договора – в фиксировании взаимных обязательств участников соглашения. При этом сами обязательства не должны противоречить закону. То есть заключить с водителем договор о полной материальной ответственности за автомобиль работодатель не может в силу причин, изложенных выше.
Хотя в заключении стандартного договора материальной ответственности смысла также не очень много, но он не будет противоречить действующему законодательству РФ.
Кроме того, данный договор не лишит работодателя возможности взыскать с работника полную стоимость ущерба в случае, если автомобиль будет поврежден в результате неправомерных действий водителя, что напрямую предусматривает ст. 243 ТК РФ.
Если же автомобиль будет поврежден по вине третьих лиц, то возмещение ущерба станет заботой страховой компании.
Скачать стандартный типовой договор материальной ответственности можно непосредственно на сайте.
Как обязать водителя отвечать за автомобиль материально? | Компания права Респект
Трудовое законодательство устанавливает обязанность возместить причиненный ущерб работодателю. Механизм такого возмещения — материальная ответственность сотрудника. Применяется ли данный механизм к профессии водителя? Должен ли заключаться договор материальной ответственности водителя за автомобиль?
Ограничения
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
- В соответствии с ТК РФ, письменный договор о полной матответственности заключается, если:
- — сотруднику есть 18 лет;
- — трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
— должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» (Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85).
Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора. Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы).
Ответственность водителя-экспедитора
Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора. Призвать работника к ответу можно будет только в случае причинения ущерба сопровождаемому экспедитором грузу, кроме случаев:
- — форс-мажора, в том числе в силу обстоятельств непреодолимой силы (обычно случаи прописываются в договоре о полной матответственности);
- — когда работодатель или сторона, вверяющая груз, не обеспечили условия для хранения груза, др.
- Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда.
Образец договора материальной ответственности водителя-экспедитора:
В случае, если доставкой (сопровождением) груза занимается не один, а два шофера, отвечать за причиненный вред вверенному грузу они будут солидарно.
Аналогичный вид ответственности за вверенный груз, товары возлагается на лиц, управляющих грузовыми автомобилями, курьеров, занимающихся перевозкой товаров. Договор о материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль (бланк) можно скачать в конце статьи.
Учитывая, что в Перечне упоминаются прием и выплата платежей при продаже услуг, а таксисты получают денежные средства от пассажиров, следовательно, в обязанности таксиста входит получение от клиентов денежных средств, в том числе наличных, о которых он обязан отчитываться. Следовательно, с таксистом может быть заключен договор о полной матответственности за переданные ему денежные средства, получаемые от клиентов.
Важно! Транспортное средство, используемое при совмещении любых должностей, предметом договора о полной материальной ответственности являться не может.
Механизм взыскания
До принятия решения о наложении взыскания работодатель должен:
— установить причину, величину убытка от действий виновного (ст. 246, ст. 247 ТК РФ), исходя из цен, существующих на рынке на день обнаружения фактов о причиненном вреде;
— запросить письменное объяснение о причинах возникновения ущерба. В случае отказа дать объяснения, составить акт.
Взыскание с виновного суммы причиненных убытков в размере не более среднемесячного заработка осуществляется на основании приказа руководства, составленного в течение месяца со дня определения размера убытка (ст. 248 ТК РФ).
Если водитель передумал исполнять условия соглашения о полной матответственности, работодатель вправе обратиться в суд для возмещения убытков.
В случае отсутствия вины в причиненном ущербе взыскивать с сотрудника ущерб работодатель не вправе (ст. 233 ТК РФ).
Если автомобилю нанесены повреждения
Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.
Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ. Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.
Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.
Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается.
Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности.
Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.
Источник: http://ppt.ru
Материальная ответственность водителя
Все сотрудники несут материальную ответственность перед работодателем за причиненный ущерб. Ответственность может различаться в зависимости от наличия вверенных работнику товарно-материальных ценностей и занимаемой им должности. В нашей статье вы узнаете, как оформить договор материальной ответственности водителя перед работодателем, а также как взыскать с него материальный ущерб.
Какую ответственность несет водитель перед работодателем
В законодательстве определены два вида материальной ответственности сотрудника перед работодателем – ограниченная и полная.
Ограниченная материальная ответственность распространяется на всех работников без исключения, в том числе и на водителей. При этом прописывать специальные пункты в трудовом договоре или заключать дополнительное соглашение не требуется.
Существенный недостаток такого вида ответственности заключается в том, что по правилам работодатель вправе взыскать с сотрудника лишь часть ущерба — не более среднемесячного заработка виновного (ст. 241 ТК РФ).
Полная материальная ответственность лишена такого недостатка и наступает в двух случаях.
Первый – когда с сотрудником заключен соответствующий договор или такое условие включено в трудовой договор. При этом установить такой тип ответственности можно только в отношении сотрудников, чьи должности прямо поименованы в законе (приложение № 1 к Постановлению Минтруда от 31.12.02 № 85).
В перечне нет должности водителя, но есть должность экспедитора, поэтому полную материальную ответственность можно предусмотреть только для сотрудников, которые занимают соответствующую должность (ст. 242, п. 1 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Второй – в случаях, которые прямо предусмотрены в ст. 243 ТК РФ. Например, при обнаружении недостачи вверенных сотруднику ценностей либо нанесении ущерба в результате административного правонарушения. В частности, ДТП по вине водителя автобуса или грузового автомобиля.
Важно учесть, что любая материальная ответственность возникает, только если сотрудник виноват в причинении ущерба. Если же сотрудник причинил ущерб по не зависящим от него обстоятельствам, то ответственность исключается (ст. 239 ТК РФ).
Прежде чем взыскивать с сотрудника материальный ущерб, необходимо установить причины его возникновения.
Как работодателю взыскать с водителя материальный ущерб
Для взыскания ущерба с водителя сначала потребуется провести внутреннюю проверку, в ходе которой необходимо определить размер, причину урона и вину сотрудника. Для этого следует потребовать от сотрудника письменное объяснение в свободной форме — это обязательное требование законодательства.
Если сотрудник откажется давать объяснение, надо составить акт об отказе (ст. 247 ТК РФ).
Наши специалисты подготовили образец акта об отказе сотрудника представить письменное объяснение.
Скачайте его по ссылке: пример акта об отказе сотрудника представить письменные объяснения.
В большинстве случаев создавать специальную комиссию для рассмотрения объяснений сотрудника и выявления причины возникновения ущерба не требуется. Например, если выявлена простая недостача или ущерб был причинен в результате ДТП по вине водителя (ст. 247 ТК РФ).
- Однако даже если комиссия не создавалась, результаты внутренней проверки безопаснее всего зафиксировать в акте о причинении сотрудником ущерба в результате ДТП или в акте о причинении работником ущерба организации.
- Наши специалисты подготовили образец акта о причинении сотрудником ущерба в связи с ДТП.
- Скачайте его по ссылке: пример акта о причинении сотрудником ущерба в связи с ДТП.
Далее необходимо определить, каким образом будет взыскиваться ущерб. Всего существует четыре способа взыскать материальный урон с провинившегося сотрудника. Первый – в добровольном порядке. Второй — без согласия работника в размере среднемесячного оклада. Третий – опосредованно, через лишение премии. Четвертый – через суд.
В случае если сотрудник согласен выплатить возмещение полностью или частично, необходимо получить от него подтверждение данного факта.
По соглашению сторон можно разрешить рассрочку платежа, а также возмещение ущерба путем передачи равноценного имущества или устранения повреждений имущества.
Наши специалисты подготовили образец согласия сотрудника возместить ущерб организации. Скачайте его по ссылке: пример согласия сотрудника возместить ущерб организации.
Если же сотрудник отказывается от возмещения, то по приказу директора можно взыскать с него ущерб, который не превышает среднемесячного оклада работника. При этом важно учитывать сроки, то есть распоряжение о взыскании нужно оформить не позднее одного месяца со дня, когда был установлен размер причиненного водителем вреда. Иначе за взысканием придется обращаться в суд (ст. 248 ТК РФ).
Также по распоряжению руководства можно лишить сотрудника премии в размере нанесенного ущерба. Конечно, если такая возможность прямо предусмотрена в положении о премировании или других локальных нормативных актах (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
В случае если ущерб превышает среднемесячный заработок сотрудника и он отказывается возмещать его добровольно или уволился сразу после того, как согласился выплатить долг, то взыскать деньги можно будет через суд.
Наши специалисты подготовили образец искового заявления в суд о возмещении причиненного ущерба. Скачайте его по ссылке: пример искового заявления в суд о возмещении причиненного ущерба
.
Кроме того, работодатель вправе отказаться от взыскания ущерба с сотрудника. Отказ от взыскания может быть полным или частичным — с учетом обстоятельств, при которых причинен ущерб. При этом отказаться от взыскания можно вне зависимости от каких-либо факторов. В том числе независимо от того, заключен с сотрудником договор о материальной ответственности или нет (ст. 240 ТК РФ).
Максим Безбородов
Можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем автомобиля?
Полная материальная ответственность водителя автомобиля — это возмещение работником причиненного ущерба в размере его фактической стоимости исходя из рыночных цен на день причинения ущерба. Такая ответственность может быть возложена на работника только при наличии прямого указания на нее в Трудовом кодексе РФ или иных федеральных законах (ч. 2 ст. 242 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст.
244 ТК РФ с работником может быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного работникам, непосредственно обслуживающим или использующим денежные, товарные ценности или иное имущество. Целью заключения такого договора является возмещение работодателю вероятного ущерба в полном размере. Отсутствие данного договора не позволяет работодателю привлечь работника к полной материальной ответственности.
Вас может заинтересовать: Онлайн юрист по трудовому праву.
Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества,, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации
В частности, Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности (далее – «Перечень»).
Данный перечень не содержит такой должности как «водитель». Вместе с тем, перечень содержит не только указание на должность, но и на трудовую функцию, выполняемую работником. Такая трудовая функция может быть указана как в самом трудовом договоре, так и в должностной инструкции работника.
Работодатель не вправе заключать письменные договоры о материальной ответственности, если должность работника или конкретная поручаемая ему работа не предусмотрена указанным Перечнем (ст. 244 ТК РФ, письмо Роструда от 19.10.2006 N 1746-6-1).
Если в трудовые обязанности водителя входят работы, указанные в Перечне, то с таким водителем можно заключить договор о полной материальной ответственности
Договор о полной материальной ответственности дает работодателю в случае причинения ущерба взыскать с работника стоимость ущерба в полном объеме.
По общему правилу при отсутствии такого договора ответственность работника ограничивается в пределах своего среднего месячного заработка.
Таким образом, наличие или отсутствие договора о полной материальной ответственности влияет на возможность (отсутствие возможности) компенсировать реальный ущерб в полном объеме.
Вас может заинтересовать: Представительство в суде по гражданским делам.
Судебная практика по этому вопросу однозначна – отсутствие должности, но наличие соответствующей трудовой функции, дает право на заключение соответствующего договора о полной материальной ответственности.
Вместе с тем, такой договор не может предусматривать каких-либо неустоек, штрафов, поскольку он направлен на компенсацию реального ущерба, к которой штрафные санкции не могут быть отнесены. Кроме того, ТК РФ не предусматривает возможности взыскания с работников каких-либо штрафов.
Вместе с тем, если есть необходимость поставить в зависимость доход работника от надлежащего исполнения им трудовых обязанностей, то лучше всего разделить зарплату на обязательную и премиальную часть. При этом в случае, если работник исполняет обязанности надлежащим образом, то премия выплачивается в полном объеме. Если же ненадлежащим – премия может не выплачиваться полностью или в части.
опубликовано: 27.06.2016
Верховный суд определял материальную ответственность водителя — новости Право.ру
Работники некоторых категорий, имеющие доступ к ценному имуществу работодателя, могут заключать с ним договор о полной материальной ответственности. И в этом случае она не ограничивается средним заработком за месяц (ст. 242 ТК). Это, например, кассиры, продавцы, водители-экспедиторы.
Поскольку суммы ущерба могут быть значительными для обычного человека, суды должны учитывать и социальный аспект дела, о чем напомнил Верховный суд в одном из недавних споров.
Даже если работник сам не просил снизить размер компенсации, суды должны по своей инициативе поднимать этот вопрос.
Для этого надо оценить обстоятельства, которые касаются материального и семейного положения человека, а также конкретной ситуации, в которой был причинен ущерб.
Такие разъяснения Верховный суд дал в деле № 18-КГ21-84-К4, где компания «Сельта» взыскивала со своего бывшего водителя-экспедитора 440 546 руб. ущерба.
В январе 2018-го Евгений Дрегун* за рулем грузовика MAN с полуприцепом Коgel не справился с управлением и врезался в дорожное ограждение на трассе М-7 «Волга». Водителя признали виновным в нарушении правил дорожного движения, и он получил административный штраф в 5000 руб. по ст. 12.
33 КоАП («Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений»). Дрегун пытался его обжаловать, но безуспешно.
Проблемы с экспертами
Спустя пару месяцев после аварии дальнобойщик уволился из «Сельты» по соглашению сторон. А работодатель подал на него в суд, требуя возмещения убытков, ведь тот подписывал договор о полной материальной ответственности. Размер ущерба в 440 546 руб. определил в своем экспертном заключении специалист из Екатеринодарского центра независимой экспертизы.
Дрегун в суде вину не признал, заявил о неисправности машины. Он не согласился с заключением и утверждал, что его не уведомляли о проведении экспертизы. А еще ответчик сомневался, что специалист осматривал те самые грузовик и полуприцеп. Эксперта дважды вызывали в заседание, но он не явился, ссылаясь на то, что живет далеко и у него маленькие дети. Водитель так и не смог задать ему вопросы.
ДТП ДТП по вине работника: кто возместит ущерб
В январе 2019-го Дрегун добился назначения судебной экспертизы, которую должны были провести специалисты из Краснодарского центра строительной и автотехнической экспертизы. Но там через некоторое время отказались: в штате не было эксперта, который мог бы ответить на все поставленные вопросы.
Это не помешало Тихорецкому городскому суду Краснодарского края принять решение. В 2019-м судья Оксана Гончарова взыскала с водителя всю запрошенную сумму (дело № 2-1330/2019).
Она сочла, что вина водителя подтверждается внутренними документами работодателя и бумагами по делу об административном правонарушении.
Отдельно судья отметила, что экспедитор не заявлял ранее о неисправностях грузовика.
Это решение устояло в нескольких инстанциях, а затем дело попало в Верховный суд, который не согласился с коллегами.
Определить границы интересов
ВС обнаружил, что нижестоящие инстанции не проверили доводы Дрегуна, который ставил под сомнение заключение специалиста. Тот дважды отказался приходить в суд, хотя ч. 1 ст.
85 ГПК обязывает эксперта это делать и участвовать в допросе. Таким образом, не были всесторонне исследованы доводы специалиста, подчеркнула гражданская коллегия ВС.
Она обратила внимание и на то, что судебной экспертизы по делу так и не состоялось.
Кроме того, нижестоящие инстанции не выяснили, возможно ли снизить сумму ущерба. Пусть даже работник об этом не заявлял, суд обязан самостоятельно поднять этот вопрос, написано в определении ВС по делу Дрегуна со ссылкой на п. 16 Постановления Пленума ВС от 16.09.2006 № 52.
Судам следовало изучить материальное и семейное положение работника и обстоятельства конкретной аварии, но они этого не сделали, указала коллегия ВС под председательством Светланы Фролкиной. С такими указаниями дело вернули в Тихорецкий горсуд на новое рассмотрение.
Пока оно еще не рассмотрено.
«В таких делах надо определить границы интересов работодателя, понесшего безусловный материальный ущерб, и работника, который менее финансово защищен», — комментирует руководитель практики уголовного и административного права Федеральный рейтинг.
Любовь Шебанова. Также по ее словам, имеет значение степень виновности причинителя вреда, ведь спор связан с ДТП.
«Даже несмотря на то, что специальная норма устанавливает преюдицию для случаев, когда работник привлечен к административной ответственности», — уточняет эксперт.
Проанализировать эти факты и выяснить возможность снижения размера ущерба — обязанность, а не право суда. Но на практике эти обстоятельства исследуются поверхностно, признает Шебанова. «К сожалению, многие ответчики, проиграв спор, не подают жалоб в вышестоящие инстанции, хотя определение ВС дает повод для оптимизма», — заключает юрист.
* Имя и фамилия изменены редакцией.