Должен ли работодатель оплачивать расходы по отправлению соискателя – гражданина Узбекистана на его родину в случае отказа в приеме его на работу?
Содержание:
Получить консультацию специалиста
Кто может быть самозанятым иностранцем
Самозанятый иностранец – тот, кто работает сам на себя и оказывает услуги российским компаниям и индивидуальным предпринимателям.
Однако зарегистрироваться как самозанятый могут не все иностранцы. Это право есть только у граждан стран ЕАЭС – Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии (ст. 5 ФЗ №422 от 27.11.2018). Им нужно получить ИНН и оформить статус самозанятого в ФНС или в мобильном приложении банка.
Примечание редакции: подробнее о статусе самозанятого читайте в статье «Самозанятые иностранцы в России в 2021 году».
Как сотрудничать с иностранными самозанятыми
Чтобы сотрудничество было законным, обратите внимание на:
- документы иностранца. Он должен находиться в РФ легально, в противном случае сотрудничать с ним нельзя;
- договор. С самозанятым необходимо оформлять только гражданско-правовой договор. И тщательно следить за тем, чтобы его текст не пересекался с трудовым законодательством.
По самозанятым, как и по всем иностранным работникам, работодатель подает уведомление о заключении и расторжении (прекращении) договора. Потому что уведомления подаются не только по трудовым договорам, но и по гражданско-правовым.
По самозанятому иностранцу работодателю надо подать уведомления в МВД о заключении и расторжении договора в течение 3 рабочих дней с момента приема или увольнения.
Примечание редакции: с алгоритмом подачи уведомлений о заключении и расторжении договоров вы можете ознакомиться в статьях Базы знаний “Уведомление о заключении трудового или гражданско-правового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства” и “Уведомление о расторжении/прекращении трудового или гражданско-правового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства”.
Какая отчетность у самозанятых
На самозанятых иностранцев распространяются такие же требования по отчетности, как и на россиян. После каждой оплаты за работу они должны формировать чеки и присылать их заказчику услуг. Делать это можно в приложении «Мой налог».
Самозанятый иностранец самостоятельно оплачивает все налоги за себя. Заказчик услуг ничего не удерживает с выплаты ему.
Если сумма по договору с самозанятым иностранцем превышает 200 000 руб., то она попадает под валютный контроль. В этом случае при оформлении первого платежа по такому договору не забудьте прикрепить скан или фотографию договора. Даже если этот платеж — неполная предоплата.
Самозанятые иностранцы – отдельная категория иностранных работников. У нее есть свои особенности по трудоустройству и работе. Поэтому если не знаете, как работать с иностранными самозанятыми, – проконсультируйтесь с миграционными специалистами.
Если вам нужна консультация или помощь в оформлении документов для иностранных сотрудников, то вы можете получить ее у наших экспертов. Условия и стоимость наших услуг вы найдете на сайте » Альянс — Трудовая миграция».
Учёт расходов, связанных с приглашением иностранных сотрудников | «Правовест Аудит»
Общество несёт расходы на проживание приглашённых иностранных лиц, до момента заключения с ними трудового договора. На наш взгляд, данные расходы являются экономически обоснованными, направлены на получение дохода и могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Положения главы 25 НК РФ не содержат требований о нормировании подобных расходов. Вместе с этим, данный подход с высокой вероятностью повлечёт претензии контролирующих органов, позиция которых заключается в том, что подобные расходы носят социальный характер и осуществляются не в интересах организации, а в интересах самих приглашённых лиц.
Шансы отстоять свою позицию в судебном порядке оцениваются нами как ниже среднего.
По общему правилу, налогоплательщик вправе учесть расходы при налогообложении прибыли в случае, если расходы удовлетворяют следующим условиям (п. 1 ст. 252 НК РФ):
- экономически обоснованы;
- направлены на получение дохода;
- документально подтверждены;
- прямо не поименованы в ст. 270 НК РФ.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала (пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ). Также можно включить в состав прочих иные обоснованные расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
По нашему мнению, расходы на проезд и проживание работников, с которыми налогоплательщик планирует заключить трудовой договор, являются экономически обоснованными и направленными на получение дохода.
Привлечение иностранных работников производится для обеспечения хозяйственной деятельности Общества.
Кроме того, зачастую гарантия оплаты проживания до заключения трудового договора — единственно возможное условие для привлечения персонала из других стран.
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Привлечение к работе в России иностранных граждан осуществляется с учетом положений Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ» (далее — Закон № 115-ФЗ).
В силу положений Закона № 115-ФЗ основанием для выдачи визы иностранному гражданину (либо для въезда иностранного гражданина в РФ в порядке, не требующем получения визы) является приглашение на въезд в РФ. Приглашение на въезд выдаётся территориальным органом МВД РФ по ходатайству приглашающей стороны — юридического лица (п.1, п. 4 ст. 16 Закона № 115-ФЗ).
Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в РФ (п. 5 ст. 16 Закона № 115-ФЗ).
Приглашающая сторона принимает меры по реализации гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения приглашенного иностранного гражданина в период его пребывания в РФ в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в РФ», далее — Порядок).
Гарантиями жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в РФ являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по жилищному обеспечению приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в РФ в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта РФ (подп. «г» п. 3 Порядка).
Необходимо учитывать, что обязанность по обеспечению иностранного работника жильем возникает, у работодателя, привлекающего работника из страны, для которой установлен визовый режим въезда в РФ. Для привлечения к работе данной категории иностранных граждан необходимо оформить приглашение на въезд в РФ в соответствии со ст. 18 Закона № 115-ФЗ.
Следовательно, работодатель в этом случае признается приглашающей стороной и обязан предоставить соответствующие гарантии жилищного обеспечения приглашенного иностранного гражданина.
Позиция Минфина РФ в отношении оплаты жилья иностранным работникам сводится к тому, что у приглашающей стороны в силу п. 5 ст. 16 Закона № 115-ФЗ существует обязанность по предоставлению, но не по оплате жилья иностранным гражданам — работникам организации.
Данные затраты не подпадают под действие п. 4 ст. 255 НК РФ, однако могут быть в расходах на основании п. 25 ст.
255 НК РФ в размере, не превышающем 20% от начисленной месячной оплаты труда (в качестве оплаты труда в натуральной форме) при условии заключения соответствующего трудового договора с работником.
При этом в период, когда договор не заключен и иностранный работник не состоит в штате организации, расходы на оплату жилья не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций (письма Минфина РФ от 19.03.2013 № 03-03-06/1/8392, от 18.05.2012 № 03-03-06/1/255, от 18.11.2011 № 03-03-06/1/767).
Вместе с этим, в постановлении АС МО от 01.10.2015 № Ф05-11410/2015 по делу № А40-6591/15 арбитрами был сделан следующий вывод:
Довод инспекции о том, что п. 5 ст. 16 Закона № 115-ФЗ на организацию возложена обязанность только по предоставлению, но не по оплате жилья иностранным гражданам — работникам, правомерно признан судами необоснованным.
Общество несло расходы на наем жилых помещений для своих иностранных сотрудников в соответствии с требованиями миграционного законодательства РФ, а также в целях обеспечения возможности выполнения иностранными сотрудниками своих непосредственных трудовых обязанностей.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд правомерно исходил из того, что расходы общества на наем жилых помещений для своих иностранных сотрудников являются экономически оправданными, документально подтвержденными.
(Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС МО от 29.07.2011 № КА-А40/7917-11, от 10.07.2012 по делу № А40-82827/11-129-357).
Необходимо учитывать, что арбитражная практика рассматривает случаи оплаты жилья иностранным работникам, т.е. лицам, с которыми заключен трудовой договор, и указанные примеры не гарантируют отсутствие налогового риска.
Вместе с этим, суд признал правомерным учёт расходов, осуществляемых в силу требований миграционного законодательства. Поскольку положения ст.
16 и 18 Закона № 115-ФЗ не содержат условий, что гарантии жилищного обеспечения распространяются исключительно на лиц, с которыми уже заключен трудовой договор, в случае возникновения налогового спора у налогоплательщика существуют шансы отстоять свою позицию в суде, так как расходы понесены в соответствии с требованием действующего закона.
При этом необходимо учитывать, что положения п. 5 ст. 16 Закона № 115-ФЗ распространяются только на иностранных граждан, для которых установлен визовый режим въезда в РФ.
Следовательно, в случае если въезд иностранного гражданина на территорию РФ не требует получение визы, то и обязанность по предоставлению жилищного обеспечения у Общества отсутствует, и учесть расходы по данному основанию при налогообложении прибыли будет затруднительно.
Однако в постановлении АС МО от 27.10.2014 № Ф05-12749/14 по делу № А40-119798/13-107-447 судьи пришли к выводу о том, что согласно положениями подп. 8 п 1. ст.
264 НК РФ расходы на подбор персонала включают в себя затраты на поиск работников, соответствующих требованиям работодателя, а не затраты на оплату проезда лиц, устраивающихся на работу, в отношении которых впоследствии принято решение о приеме на работу. Судьи отметили, что положениями ст.
264 НК РФ предусмотрен закрытый перечень расходов, связанных с проездом работника от места жительства до места работы. Причем данные расходы (в том числе при направлении в командировку) несет официально принятый в штат работник.
В свою очередь, право на включение в состав расходов оплаты проезда физического лица, не являющегося работником организации, положениями НК РФ не предусмотрено. Выплата компенсации лицу до его устройства на работу на проезд к месту работы не предусмотрена и трудовым законодательством. По нашему мнению, аналогичные выводы могут быть сделаны и в отношении расходов на проживание соискателей.
Учитывая наличие арбитражной практики в пользу налоговых органов, риск отказа в учёте расходов на проживание сотрудников до заключения с ними трудового договора является высоким (при условии, что у Общества отсутствует обязанность по гарантии жилищного обеспечения приглашённых иностранных лиц в силу Закона № 115-ФЗ).
Также отмечаем, что расходы на встречу приглашённых иностранных соискателей на такси в аэропорту относятся к расходам на служебные поездки работников Общества и могут быть учтены в составе прочих расходов на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Оплата проживания в гостинице и оплата проезда — налогооблагаемый доход соискателей в натуральной форме. Если Общество примет решение не исполнять функции налогового агента, налоговый спор весьма вероятен. Учитывая существующую судебную практику, Общество может отстоять позицию в суде. В отношении доходов нерезидентов (в том числе ВКС) применяется ставка 30%.
Поскольку оплата проживания соискателей осуществляется до заключения трудового договора, то она не облагается страховыми взносами (п. 1 ст. 420 НК РФ).
В бухгалтерском учёте данные затраты включаются в состав общехозяйственных расходов.
Согласно п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. В соответствии со ст.
211 НК РФ оплата организациями полностью или частично за физическое лицо товаров (работ, услуг) признается налогооблагаемым доходом последнего, полученным в натуральной форме (ст. 211 НК РФ).
При этом единственный способ вывести данные расходы из-под налогообложения — доказать, что данные расходы производятся не в интересах физических лиц, а в интересах Общества (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ (утв.
Президиумом ВС РФ 21.10.2015), письма ФНС России от 03.09.2012 № ОА-4-13/14633, от 25.03.2011 № КЕ-3-3/926).
Однако в Письме Минфина РФ от 06.08.2010 № 03-04-06/6-170 указано:
Ссылка на то, что приглашение на собеседование осуществляется исключительно в интересах организации, является необоснованной, поскольку такое собеседование проводится и в интересах физического лица, претендующего на поступление на работу в данную организацию.
Таким образом, оплата организацией стоимости проезда и проживания участников собеседования в месте проведения собеседования является доходом, полученным данными лицами в натуральной форме, который подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Аналогичные выводы сделаны в письмах Минфина РФ от 22.09.2014 № 03-04-06/47325, от 30.06.2014 № 03-04-06/31359).
Противоположной позиции по данному вопросу придерживаются суды. Так, в постановлении ФАС СЗО от 17.08.2012 № А56-35143/2011 указано:
Норма статьи 211 НК РФ подразумевает не только получение налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде услуг, но и оказание таких услуг исключительно в интересах налогоплательщика.
При этом суды сослались на письмо ФНС РФ от 25.03.2011 № КЕ-3-3/926, согласно которому, если оплата услуг физическому лицу, в том числе проживания в гостинице и проезда, производится в интересах пригласившей его организации, оплата таких услуг не приводит к образованию дохода в натуральной форме, подлежащего налогообложению.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что заинтересован в транспортных услугах был исключительно Банк, а физические лица, не принятые на работу, экономической выгоды не получили.
Затраты Банка по стоимости проезда и проживания лиц, принятых в дальнейшем на работу, относились в расходы по налогу на прибыль, а расходы Банка по стоимости проезда и проживания лиц, не принятых в дальнейшем на работу, относились в расходы за счет чистой прибыли заявителя.
Таким образом, учитывая однозначную позицию Минфина РФ, неисполнение функции налогового агента в отношении данных расходов может повлечь претензии налоговых органов. При этом у Общества существует возможность отстоять свою позицию в судебном порядке.
К доходам нерезидентов подлежит применению налоговая ставка 30%. Данная ставка применяется в том числе к доходам ВКС, так как данные доходы не являются доходами от трудовой деятельности (письмо Минфина РФ от 07.08.2018 № 03-04-06/55674).
Расходы на проезд и проживание иностранных соискателей непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью организации. Следовательно, согласно п. 5 и п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. Приказом Минфина Р» от 06.05.1999 N 33н) данные расходы подлежат учёту в составе расходов, связанных с производством и реализацией.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) в бухгалтерском учёте данные расходы отражаются записями:
Дт26 — Кт60 отражены услуги такси и расходы на проживание иностранных соискателей
Трудоустройство и поиск работы для беженцев и вынужденно прибывших лиц
Срок временного пребывания и документы, определяющие продолжительность пребывания
Определения и сроки согласно п.1 с.1.5 ФЗ № 11-ФЗ
Иностранный гражданин, прибывший по визе. | Виза. |
Иностранный гражданин, прибывший в порядке, не требующем получения визы. | 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток (за исключением случаев, предусмотренных № 115-ФЗ). |
Иностранный гражданин, прибывший в порядке, не требующем получения визы, и являющийся высококвалифицированным специалистом, а также члены его семьи. | Разрешение на работу. |
Лицо без гражданства, получившего временное удостоверение личности. | Временное удостоверение личности. |
Ходатайствующий о признании беженцем. | Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ. |
Беженец. | Удостоверение беженца, лица, получившего временное убежище. |
Лицо, получившее временное убежище. | Свидетельство о предоставлении временного убежища. |
Гражданин, осуществляющий трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента, а также членов его семьи. | Срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) на неопределённый срок продлевается до 1 года с даты въезда в РФ, срок временного пребывания может быть неоднократно продлён, но не более чем на 1 год для каждого такого продления п.9. №115-ФЗ. |
Документы необходимые для трудоустройства
Патент или Разрешение на работу.
Временное проживание
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание п. 1 с.2 № 115-ФЗ.
Срок временного проживания
Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года, если иное не предусмотрено п.1 с.5 №115-ФЗ.
Документы, определяющие продолжительность пребывания
Разрешение на временное проживание.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу или патента пп. 1 п.4 с. 13 № 115-ФЗ.
Временное проживание в целях получения образования
Временное проживание в целях получения образования — подтверждение права на временное проживание в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, которые проходят обучение по очной форме по программам:
- бакалавриата,
- специалитета,
- магистратуры,
- ординатуры,
- программа ассистентуры-стажировки, имеющая государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в государственной образовательной организации или государственной научной организации, расположенных на территории РФ.
Срок временного проживания в целях получения образования
- Разрешение на временное проживание в целях получения образования выдаётся на срок освоения иностранным гражданином программы образовательных организаций и 180 календарных дней после дня окончания срока обучения.
- Документы, определяющие продолжительность пребывания
- Разрешение на временное проживание в целях получения образования.
- Временно проживающий в РФ иностранный гражданин, проходящий обучение в образовательных организациях, вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу или патента, в свободное от учёбы время.
Беженец
- Срок временного проживания в целях получения образования
- Срок действия удостоверения беженца.
- Документы, определяющие продолжительность пребывания
- Удостоверение беженца.
Лицо, получившее временное убежище
Лицо, получившее временное убежище — временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
- имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ;
- не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным ФЗ № 4528-I, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ — п.2 с.12 ФЗ № 4528-I.
- Срок временного проживания получивших временное убежище
- Срок действия свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ.
- Документы, определяющие продолжительность пребывания
- Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ.
Постоянное проживание
Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство (п.1 с.2 № 115-ФЗ).
Срок временного проживания получивших временное убежище
Вид на жительство выдаётся без ограничения срока действия — п.3 с.8 № 115-ФЗ.
Исключение составляют:
- вид на жительство лицу без гражданства выдаётся сроком на 10 лет;
- вид на жительство в форме карты с электронным носителем выдаётся сроком на 10 лет;
- вид на жительство высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, выдаётся на срок действия разрешения на работу.
Документы, определяющие продолжительность пребывания
Вид на жительство.
Успенский район t.me/USPENSKYDISTRIKT
В современных реалиях экономики множество компаний и частных лиц в России прибегают к использованию труда иностранных работников для организации своей деятельности.
Однако привлечение иностранного труда, с точки зрения процесса оформления и дальнейшего ведения учета иностранных кадров, значительно отличается от правил оформления граждан РФ и регламентируется специальным трудовым и миграционным законодательством, нарушение которых приводит к штрафу за привлечение иностранной рабочей силы. Наиболее распространенные случаи нарушения миграционного и трудового законодательств работодателем и штрафы работодателю за нелегалов и иностранцев мы подробно рассмотрим в нашей статье. Будем надеяться, что эта информация позволит работодателям избежать штрафа за привлечение иностранцев к работе в организации.
- Для более удобного перемещения по странице вы можете воспользоваться навигацией:
- Самые частые штрафы работодателю за иностранца и размер суммы штрафов
- Чаще всего работодателя мигранта штрафуют за:
- Отсутствие полного пакета документов;
- Нарушение трудового законодательства;
- Уклонение от оформления трудового договора;
- Нарушение государственных нормативных требований охраны труда;
- Непроведение или неправильное проведение оценки условий труда на рабочих местах;
- Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей;
- Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
- Нарушение предусмотренных законом правил миграционного учета влечет за собой административные штрафы и иные меры воздействия, как на работодателя, так и на рабочего-мигранта, при этом в роли работодателя может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
- В данном материале мы постарались более подробно рассмотреть информацию именно о штрафах работодателю за мигранта в организации или при работе у частного лица, чтобы окончательно разобраться в вопросе правильного оформления трудовой деятельности иностранцев со стороны работодателя и ответить на вопрос, как не допустить штраф за иностранного рабочего в организации.
- Наиболее распространенные нарушения, за которые работодатель может получить штраф за иностранного работника в 2021 году
- Штрафы работодателю за нарушение миграционного законодательства
- Штраф за работу без патента или работника без разрешения на работу
В случае если иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность на территории работодателя без разрешительных документов (патент на работу / разрешение на работу), то его деятельность будет считаться нелегальной. В данном случае будет выписан штраф за наем иностранца без разрешения или патента.
- Штраф работодателю за иностранца с документами, у которых истек срок действия
Так как миграционное законодательство жестко регламентирует необходимость наличия полного пакета документов у мигранта на протяжении всего периода его работы, работодатель должен тщательно отслеживать сроки действия всех документов, чтобы не получить штраф за мигрантов, в случае если хотя бы один документ перестанет действовать. Например, в случае если в организации работает иностранец, которого официально приняли на работу по всем правилам и с полным пакетом документов, но через несколько месяцев после начала его работы в компании у него кончилась регистрация, но он все еще продолжает работать в компании, работодатель получит штраф за нелегала в случае выявления сего факта при проверке инспекцией, так как работник даже без одного действующего документа уже не может легально осуществлять трудовую деятельность в РФ.
- Другой пример: иностранный сотрудник, который работает у работодателя по патенту вовремя не оплатил налог НДФЛ по этому патенту, авансовый платеж просрочил на 3 дня, и его патент аннулировали.
- Также необходимо внимательно проверять все остальные документы иностранного гражданина и постоянно отслеживать их сроки действия, так как при просрочке документов, вину косвенно возложат и на работодателя, и ему также начислят крупный штраф за иностранного работника.
Однако ни иностранца, ни работодателя о таких вещах не уведомляют. Соответственно иностранец может продолжать работать, думая, что патент все еще действует, и в случае проверки УФМС выпишет штрафы за нелегалов работодателю, в частности штраф за отсутствие патента на работу и привлечение нелегальной иностранной рабочей силы. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы работники-иностранцы, которые работают по патенту, вовремя оплачивали ежемесячные авансовые платежи по патентам, так как просрочка оплаты ведет к аннулированию документа.
- Штраф за работу не по профессии
В случае если иностранный гражданин работает не по профессии, которая указана в патенте / разрешении на работу, его трудовая деятельность также считается нелегальной, а значит работодатель также получает штраф за нелегальную работу мигранта.
Важно помнить, что патент выдают на конкретную специальность, и работодатель может допускать сотрудника исключительно к тем видам работ, которые прописаны в его патенте. В противном случае инспекция имеет право выписать штраф работодателю за каждого иностранца, который работает не по профессии.
Во всех вышеперечисленных случаях штраф за нелегалов выписывают и организации и физическому лицу, в зависимости от того, работал ли иностранец на частное лицо или на юридическое. При этом размер штрафа за нелегалов для физических лиц в 2021 году – от 5 000 до 7 000 рублей.
Размер штрафа за нелегалов для юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на период от 14 до 90 суток.
При этом на должностное лицо размер штрафа за нелегала составляет от 35 000 — 70 000 рублей.
- Штраф за привлечение мигрантов
- В случае если работодатель не получив специального разрешения на привлечение иностранцев принял на работу иностранного гражданина, инспекция выписывает штрафы за привлечение и использование иностранной рабочей силы в размере от 35 000 до 70 000 рублей на должностное лицо, штраф за привлечение иностранной рабочей силы на юридическое лицо составит от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на срок от 14 до 90 суток.
- Размер же штрафа за использование иностранной рабочей силы на физическое лицо составит от 5000 до 7000 рублей.
- Штраф работодателю за не уведомление
В случае если работодатель не уведомил или нарушил сроки уведомления ФМСо факте заключения трудового договора с иностранным гражданином или расторжении договора и увольнении иностранца с работы, то будет наложен штраф работодателю за мигранта в размере от 5000 до 7000 рублей на физ лицо, от 35 000 — 70 000 рублей на должностное лицо и штраф за неуведомление об увольнении или найме иностранного работника на юр лицо — от 400 000 до 1 000 000 рублей.
Штрафы работодателю за нарушение трудового законодательства
- Штраф за работу без оформления
- В случае если работодатель берет мигранта на работу, но не оформляет его официально в штат компании и не заключает с ним трудовой договор, работник будет считаться нелегалом, а работодатель в случае выявления сего факта получит штраф за неоформленного иностранного работника.
- Самого же нелегала ждет выдворение за пределы РФ и штраф в размере 5 000 рублей.
- Штраф за оформление трудового договора с нарушениями
В случае если работодатель при приеме на работу допустил ошибки в трудовом договоре с иностранным гражданином, например, указал неверную дату или данные сотрудника, то договор будет считаться недействительной, а трудовая деятельность мигранта – незаконной, то работодатель получит на мигранта штраф за работу без трудового договора и официального оформления иностранца на работу. В обоих случаях трудовая инспекция выпишет штрафы работодателю за нарушение ТК РФ, так как работник официально не оформлен.
- При этом размер штрафа за нарушение ТК для физических лиц – от 5000 до 10000 рублей, размер штрафа для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей, на должностное лицо размер штрафа за нарушение трудового законодательства работодателем составит от 10 000 до 20 000 рублей.
- Штрафы работодателю за нарушение условий охраны труда
- Не многие работодатели знают, что трудовая инспекция может также наложить штраф за нарушение условий охраны труда сотрудников на предприятии.
- В случае если работодатель нарушает государственные нормативные требования охраны труда, то должностное лицо получает предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей, на юридическое лицо в таком случае накладывается штраф в размере от 50 000 до 80 000 рублей.
- В случае если работодатель не проводит или неправильно проводит оценку условий труда на рабочих местах, то на должностное лицо получает предупреждение или на него накладывается штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юридическое лицо в таком случае накладывается штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей.
- В случае если работодатель допускает работника к исполнению должностных обязанностей без прохождения обучения, проверки знаний требований охраны труда, медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, то на должностное лицо накладывается штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей, на юридическое лицо в таком случае накладывается штраф в размере от 110 000 до 130 000 рублей.
- В случае если работодатель не обеспечивает работников средствами индивидуальной защиты, то на должностное лицо накладывается штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей, на юридическое лицо в таком случае накладывается штраф в размере от 130 000 до 150 000 рублей.
- За повторное правонарушение должностное лицо дисквалифицируется на срок от 1 года до 3 лет и получает штраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей, при этом на юридическое лицо накладывается штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей и также возможна приостановка деятельности организации на срок до 90 суток.