Работнику

Что можно считать рабочим местом пилота пассажирского авиалайнера?

Пилот гражданской авиации – профессия очень тяжелая. Несмотря на то что «Аэрофлот» использует в своих авиарейсах автоматику по максимуму, летчикам приходится заполнять много разной документации и проходить большое количество разнообразных процедур как перед полетом, так и после. К тому же не успеешь завершить один рейс – требуется уже готовиться к следующему.

Управляя самолетом с пассажирами на борту, пилот авиакомпании «Аэрофлот» выполняет десятки операций ежеминутно.

Предполетная подготовка

Самое главное, что любой командир авиалайнера должен сделать – это выполнить технические задачи по эксплуатации самолета. Его главная задача заключается в том, чтобы выполнить необходимые процедуры правильным и эффективным способом, чтобы каждый рейс проходил согласно плану и был безопасным. Это то, на что он тратит годы обучения и практики.

Что можно считать рабочим местом пилота пассажирского авиалайнера?

Совместная деятельность

Экипаж должен постоянно поддерживать связь с командой управления на местах: диспетчерами и бортпроводниками.

Пилот самолета должен четко следовать инструкциям авиадиспетчеров, так как без их разрешения он не имеет права даже запустить двигатель. Бортпроводники общаются с командой во время всего полета.

Кстати, у стюардесс есть обязанность вызывать пилотов каждые 40 минут днем и каждые 20 минут на ночном рейсе. Так они проверяют их работоспособность.

Кабина экипажа – это офис, где они выполняют свою обычную работу. Поэтому она должна быть чистой, а рабочее место организовано в соответствии с инструкциями. Они обычно хранятся и просматриваются в электронном виде на планшетных устройствах.

Капитан борта прежде всего – это человек, контролирующий функционирование всех систем. Сейчас ему помогает автоматика, но и в этом случае необходимо все держать под постоянным контролем. Пилот самолета обязан четко осознавать свой следующий шаг.

Что можно считать рабочим местом пилота пассажирского авиалайнера?

Быстрое принятие решений и готовность действовать

Решения часто должны быть приняты очень оперативно. Ведь возможности остановить самолет в воздухе и посидеть, подумать над правильным разрешением ситуации не будет. Основной враг пилотов, на который невозможно повлиять, – погода.

Ее особенности нужно обязательно учитывать. Правильно принятое решение и готовность моментально действовать может предотвратить большую потенциальную катастрофу.

Было много случаев, когда молниеносная реакция пилота гражданской авиации позволила спасти сотни жизней.

Эмоциональная устойчивость

Человек, которого не хотелось бы видеть в качестве командира воздушного судна, – это кто-то, кто подвержен панике в трудных и стрессовых ситуациях. Пилоты обязаны сохранять спокойствие, не паниковать и не терять контроль над обстоятельствами. Специалисту необходимо быть одним целым с летательным средством, слышать его работу, чтобы вовремя выполнять маневры и отдавать приказы.

Несмотря на то, что «Аэрофлот» был признан ведущим мировым авиационным брендом в декабре 2017 года, а Британская международная консалтинговая корпорация Brand Finance назвала его самым сильным в мире брендом авиакомпаний, существует ряд проблем, в том числе и зарплата пилота аэрофлота.

Проблемы авиакомпании

Лучшие кадры уходят на более высокие оклады и выплаты, несмотря на более жесткий график и серьезное медицинское обследование для допуска к полетам.

Также уходить начали пилоты-иностранцы, которых не так давно разрешило принимать на работу в российскую авиацию правительство. Это связано с финансовыми и политическими обстоятельствами.

На сегодняшний день «Аэрофлот» столкнулся с тем, что высококвалифицированные профи переходят на работу в азиатские страны.

Что можно считать рабочим местом пилота пассажирского авиалайнера?

Стоит отметить, что командиры воздушных судов требуются в этих странах в очень большом количестве, так как развитие в том же Китае авиации идет быстрыми темпами, а выпускать и обучать своих специалистов они не успевают. Конечно, основная причина оттока – небольшие зарплаты и неудобный график работы пилотов гражданской авиации в «Аэрофлоте».

Рабочее время

Рабочий день экипажа воздушного судна начинается еще на земле, в кабинете медицинского работника с измерения пульса, давления. Далее – брифинг: знакомство с летной командой, изучение полетной документации.

По закону летный состав проводит в небе не более 80 часов в месяц. Допускается увеличение этой нормы до 90 часов в месяц, но только с согласия пилотов, и никак иначе.

Длительность рабочего времени строго регламентируется и составляет около 12-14 часов. А так называемое полетное время может быть не более 11 часов.

Если перелет достаточно длинный (рейс, например, в Доминикану обычно длится 13 часов), в составе экипажа могут появиться дополнительные пилоты. По прилету командир и второй пилот покидают кабину последними.

Осматривают самолет и заполняют необходимые бумаги.

https://www.youtube.com/watch?v=MfBKfe62wGU\u0026pp=YAHIAQE%3D

В зависимости от рейса (его продолжительности, места назначения, метеоусловий и т. д.) определяется и время отдыха. Обычно — 10-14 часов.

Неудачи на рынке авиаперевозок

Казалось бы, проблема нехватки кадров три года назад должна была разрешиться из-за банкротства «Трансаэро». Но освободившихся летчиков практически сразу стали привлекать иностранные авиакомпании. Конкурентоспособный рынок труда пострадал от обвала российского рубля: зарплата пилотов в России стала самой низкой в мире. И плюс введенные санкции против нашей страны сыграли свое дело.

Долларовый эквивалент зарплаты упал примерно с 15-10 тысяч долларов в месяц до 4-7. За рубежом, например, российский командир воздушных судов может рассчитывать на 20-25 тысяч долларов в месяц.

Что можно считать рабочим местом пилота пассажирского авиалайнера?

Парк «Аэрофлота» постоянно пополняется новыми самолетами, а на сайте Росавиации висят открытые вакансии, и, несмотря на большую единоразовую выплату при поступлении на службу, желающих строить карьеру в этой компании не так много. В чем же дело?

К сожалению, проблема тут не только в низкой зарплате пилота «Аэрофлота». Небольшой отпуск в 70 дней (по сравнению с азиатскими странами, где отпуск длится 90 дней), напряженный график работы и нехороший климат, который царит в организации. «Аэрофлот» занимает 9-е место по климату в компании (по данным рекрутинговых агентств).

Опасаясь того, что через какое-то время российские авиакомпании могут замениться авиаперевозчиками из Китая, Малайзии, Эмиратов, Вьетнама, руководство «Аэрофлота» вместе с профсоюзом пришли к следующим изменениям, которые вступают в силу в 2018 году.

Ситуация на сегодняшний день

Из официальных источников следует регулярность повышения зарплат пилотов «Аэрофлота» и других сотрудников.

Индексация была проведена с 2013 года три раза (в 2013 году – на 5,5 %; в 2016 году рост у членов летного состава в среднем составил – 4,4 %, инструктора – 4,7 %; в 2017 году – 4,7 %).

В 2014 и 2015 годах повышение заработной платы не производилось в связи с убытком компании «Аэрофлот».

Что можно считать рабочим местом пилота пассажирского авиалайнера?

В 2017 году «Аэрофлот» отреагировал на массовое увольнение кадров путем введения стимулирующих выплат для впервые трудоустраивающихся летчиков. Командир воздушного судна получит 650 тысяч, а второй пилот – 350 тысяч рублей.

При этом специалист в данной ситуации будет обязан отработать в компании, по меньшей мере, два года.

В случае, когда трудовой договор будет досрочно расторгнут, увольняемому придется выплатить деньги пропорционально неотработанному времени.

Увеличение заработной платы

С 2018 года заработные платы будут повышены, объявило руководство.

Так, капитан воздушного судна в 2018 году будет получать 650 тысяч рублей ежемесячно, что на 180 тысяч больше, чем в прошлом году.

Зарплата второго пилота аэрофлота также пойдет ввысь и составит 350 тысяч рублей. Летчики, прибывшие из других стран, будут первое время получать еще и так называемые подъемные для лучшей адаптации.

Что можно считать рабочим местом пилота пассажирского авиалайнера?

Этим вознаграждением руководство хочет привлечь на работу иностранных специалистов, которых в данный момент можно насчитать всего то несколько десятков. Проблема состоит в том, что на зарплату, которая есть сейчас, может согласиться человек, не имеющий достаточного опыта полетов. А это будет отражаться на безопасности авиарейсов.

Вывод один: следует соответствовать мировому уровню вознаграждений, зарплата пилота «Аэрофлота» должна вырасти еще, чтобы увольнения стали происходить реже, специалисты из других стран захотели работать в авиакомпании. Но, к сожалению, у повышения зарплат есть и другая сторона – повышение цен на билеты. Но это уже другая история!

Авиакомпании начали вводить правило «двух человек» в кабине пилотов — РБК

Авиакомпании ужесточают правила безопасности на борту после катастрофы Airbus A320. Согласно новым правилам, в кабине обязательно должны находиться как минимум два человека: два пилота или летчик и стюард

Что можно считать рабочим местом пилота пассажирского авиалайнера?

Рабочее место пилотов пассажирского лайнера ( Getty Images)

  • О введении «правила двух человек» в кабине пилота уже заявили британская авиакомпания EasyJet, норвежская Norwegian Air, Emirates, Monarch и Air Canada, пишет Financial Times.
  • Подобные правила сейчас введены Федеральным авиационным управлением США и соблюдаются американскими авиакомпаниями. 
  • Согласно «правилу двух человек», в случае если кабину покидает один из пилотов, туда должен зайти стюард.

Как сообщил РБК представитель Росавиации, по правилам, принятым в российских авиакомпаниях, если один пилот покидает кабину, то в ней обязательно остается кто-то из членов экипажа. В большинстве случаев, это старший бортпроводник. Таким образом, нет необходимости вводить какие-то дополнительные правила для перевозчиков.

Причиной для ужесточения правил безопасности стали первые результаты расследования крушения самолета Airbus A320 немецкой авиакомпании Germanwings.

По данным, полученным с бортового самописца, командир корабля вскоре после взлета вышел из кабины пилотов в туалет. Когда он вернулся, дверь была заперта, а второй пилот Андреас Любиц не реагировал на стук.

Как заявил 26 марта задействованный в расследовании прокурор Марселя Брис Робен, Любиц сознательно направил самолет в пике в момент столкновения с землей.

По данным немецкого издания Bild, шесть лет назад Любиц в течение полутора лет посещал психиатра. Знакомые пилота отзываются о нем как о «нормальном парне».

Катастрофа самолета Airbus A320 произошла 24 марта. Самолет вылетел рейсом Барселона — Дюссельдорф, на борту находились 144 пассажира и шесть членов экипажа. Через 30–40 минут после вылета лайнер, едва достигнув крейсерской высоты, стал снижаться.

После этого диспетчеры потеряли связь с самолетом. Останки лайнера были обнаружены на высоте 2 км над уровнем моря у города Барселоннет. На высокой скорости самолет врезался в гору.

 Перед крушением автопилот самолета был переключен на снижение до минимально возможной высоты в 30 м.

Подпишись на RuTube РБК

Прямые эфиры, видео и записи передач на нашем RuTube канале

Жизнь пилотов и стюардесс на борту самолета: как отдыхает экипаж во время перелета

Не смотря на всю романтичность профессий, работа пилотов и стюардесс, осуществляющих перелеты из одной страны в другую, это не всегда красивые виды неба, но и тяжкий труд. Поэтому даже для тех, кто работает высоко над облаками, нужны комфортные условия для отдыха. TravelAskу решил рассказать вам, как проходит жизнь экипажа на борту самолета.

Читайте также:  Какова процедура увольнения в связи с ликвидацией филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации?

Самыми сложными в работе пилотов и стюардесс являются беспосадочные перелеты, а это свыше 15 000 километров расстояния и больше 18 часов в воздухе. Преодолевать такие огромные дистанции способно немного самолетов, так что на плечи Boeing 777 и Airbus A340 ложится большая часть трансокеанских направлений.

Однако такие длительные перелеты требуют солидной выносливости не только от техники, но и самого экипажа. Их работа связана с большой ответственностью и принятием важных решений, они всегда должны быть спокойны и бодры.

Для пилотов предусмотрено раздельное меню, чтобы в случае пищевого отравления у одного, другой смог бы взять управление на себя.

Ну и конечно основным фактором, позволяющим персоналу выдерживать нагрузки далеких перелетов, будет здоровый сон.

В кабине самолета всегда находится один пилот, а в салоне – бортпроводница. При этом в течение всего полета и пилотам и стюардессам полагается до 5 часов отдыха. Чтобы отдых был как можно более эффективным, авиакомпании стараются создавать все необходимые условия.

Хоть экипажу и не получится встать в полный рост, но зато можно вытянуться на мягкой постели и сладко поспать. В зависимости от самолета комната для отдыха находится под пассажирским салоном, над ним или же в нем самом.

Не смотря на то, что основной целью всех авиакомпаний является создание наибольшего числа мест для пассажиров, ютиться в тесноте экипажу тоже не приходится.

К примеру, на борту Boeing 787 комната отдыха для стюардесс расположена над пассажирским салоном и оборудована 5 спальными местами. Называется она CRC (Crew Rest Compartments).

При создании проекта все это казалось уютнее и было более красочным.

Впрочем, подобное расположение места для отдыха радует пассажиров эффектным появлением стюардесс после отдыха.

Для пилотов здесь созданы подобные апартаменты.

А вот в Airbus A350 комнаты отдыха располагались под пассажирским салоном, но в последних моделях для увеличения пространства багажного отделения их перенесли в верхнюю часть.

Для пилотов в комнате предусмотрены не только спальные места, но и сидячие.

Огромные размеры самолета Airbus А380, рассчитанного на 853 пассажира, спальных мест требуется уже больше. Конструкторами было решено использовать высоту лайнера как можно рациональнее, поэтому они разместили 12 кроватей, по 3 одна над другой. Может это и не так комфортно, как на Boeing 787, но зато появляется возможность стоять в полный рост.

«Апартаменты» для пилотов в Airbus А380 намного удобнее – это одноместные комнаты.

Спальная зона Boeing 777-200LR предусмотрена на 8 сотрудников. Самолет летает по таким маршрутам, как Йоханнесбург-Атланта, расстояние — 13 582 километров, Дубай-Лос-Анджелес, расстояние — 13 420 километров.

Подробнее об этом авиалайнере расскажет видео.

Однако, к сожалению, не всегда комнаты для отдыха экипажа трансокеанских самолетов такие комфортные, бывают и такие:

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек ????

Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy

Какой график работы у пилотов гражданской авиации

Содержание

  • Как работают пилоты?
  • Говорит пилот

Многие пассажиры, когда садятся в кресло авиалайнера и застегивают ремень безопасности, и не подозревает, какая грандиозная работа была проделана многочисленными службами и экипажем воздушного судна перед полетом. Мне кажется, будет интересно заглянуть в служебные помещения аэропорта и в кабину пилотов и понять, что же сделали несколько десятков человек для того, чтобы самолет поднялся в воздух.

Давайте вместе посмотрим, что происходит, когда мы только прибываем в аэропорт. Если вы дисциплинированный пассажир и приезжаете за два часа до вылета рейса, то можете быть уверены, в это же время в аэропорт приезжает и экипаж воздушного судна.

Первым делом пилоты и бортпроводники отправляются на медицинский контроль – у них измеряется пульс, давление, проводится общий осмотр. Все данные фиксируются в журнале и полетном задании экипажа. Пока пассажиры проходят регистрацию, сдают багаж и проходят в зону вылетов, пилоты и бортпроводники проводят предполетный брифинг.

Командир корабля и старший бортпроводник обсуждают с подчиненными особенности предстоящего полета. Затем пилоты идут в авиадиспетчерский пункт – «берут» погоду в аэропорту вылета, по маршруту и в аэропорту прилета, а также на запасном аэродроме. Получают актуальные карты и аэронавигационные сборники.

Кстати, запас топлива берется ровно на время полета плюс примерно один час-полтора на случай ухода на запасной аэродром. В пределах одного-полутора часов полета, как правило, и находиться запасной аэродром.

Когда пассажиры выбирают, что купить в магазинах duty free или сидят в кафе, экипаж прибывает на борт. Обязательно проводится внешний осмотр воздушного судна, проверяется комплект бортовых документов.

Это свидетельство о регистрации самолета, сертификат летной годности, свидетельство эксплуатанта, разрешение на использование радиостанции, и страховки – на самолет, экипаж и пассажиров, перед третьими лицами.

Пилоты проверяют запас топлива, проводится предполетная подготовка в кабине экипажа.

После того, как все пассажиры поднялись на борт, все документы о коммерческой загрузке переданы экипажу, двери и люки закрываются, и экипаж начинает готовиться к запуску двигателей. Выполнение всех основные действий контролируется по картам контрольной проверки.

Грубо говоря, это список того, что необходимо проконтролировать перед каждым этапом полета – перед запуском двигателя, выруливанием, предварительным и исполнительным стартом — и перед самим взлетом. «Чек листы», как их сейчас называют, выполняют также перед снижением, при заходе на посадку и непосредственно перед посадкой.

После полной готовности самолета и экипажа у диспетчера аэропорта запрашивается разрешение на запуск двигателей. Как только разрешение получено (а оно может быть получено и не сразу, если к примеру уже скопилась большая очередь самолетов на взлет), экипаж, находясь на связи с техником на земле, по очереди запускает двигатели.

Техник обязательно наблюдает за двигателями в процессе их запуска на случай возникновения каких-либо технических проблем. Далее экипаж запрашивает разрешение на выруливание и уточняет маршрут движения по перрону и рулежным дорожкам. И вот тут может возникнуть заминка, которая так часто раздражает пассажиров. Самолет стоит на рулежной дорожке и не взлетает.

Некоторые пассажиры в это время ругают экипаж и авиакомпанию, хотя они совсем не виноваты. Как правило, задержка возникает от того, что собралось много самолетов, заходящих на посадку. У садящегося самолета всегда приоритет перед взлетающим. И диспетчер не даст разрешение на взлет, пока лайнеры, находящиеся в воздухе, не приземлятся.

Кстати, во всех московских аэропортах есть часы пик – это утренний прилет, около 8 часов. И вечерний разлет – около 19 – 20 часов. Дело в том, что многие рейсы из регионов построены с таким расчетом, чтобы доставить людей в Москву утром – и забрать из Москвы вечером.

Пока бортпроводники зачитывают инструкцию по безопасности и проверяют пассажиров, самолет занимает исполнительный старт. Снова проверяются все системы, пилот запрашивает разрешение на взлет.

После взлета пилоты выполняют схему выхода, а затем набирают высоту, которая была назначена диспетчером. Эта высота называется эшелон.

Гражданские реактивные самолеты летают на высотах от 9 до 13 тысяч метров, именно на этих высотах реактивный двигатель наиболее эффективен.

После того, как воздушное судно заняло эшелон, пилоты включают автопилот. Это не означает, что они теперь только пьют кофе, обедают или смотрят фильмы, как пассажиры в салоне.

Командир и второй пилот постоянно контролируют местоположение самолета, чтобы он летел по строго обозначенной воздушной трассе и в нужных местах делал маневры.

Кроме этого, они поддерживают связь с диспетчерами районных центров организации воздушного движения.

Примерно за полчаса до посадки, когда бортпроводники начинают напоминать пассажирам о правилах безопасности, экипаж приступает к снижению. В непосредственной близости от аэродрома маневры совершаются исходя из схемы захода на посадку и указаний диспетчера.

В каждом современном аэропорту установлено наземное оборудование, позволяющее отслеживать правильную траекторию самолета перед посадкой – глиссаду. Угол глиссады составляет примерно 3 градуса.

Кстати сказать, современные спутниковые системы навигации в некоторых случаях позволяют выполнять заход на посадку даже без использования наземного посадочного оборудования.

После того, как самолет приземлился, зарулил на стоянку и двигатели выключены, работа пилотов не заканчивается. Пока пассажиры выходят, и самолет убирают и заправляют топливом, экипаж начинает подготовку к выполнению обратного рейса — на базовый аэродром. Но и на базовом аэродроме никто сразу не разбегается по домам.

Пилоты заполняют документы, прежде всего, бортовой журнал, в котором фиксируются все этапы перелета и замечания. И передают самолет инженерному составу, который осматривает воздушное судно и принимает его от экипажа. Затем экипаж сдает всю полетную документацию – полетное задание, карты, навигационные сборники.

И проводит послеполетный брифинг (или как раньше называли — разбор полета) – командир проводит оценку работы экипажа, высказывает замечания.

Продолжительность рабочего времени экипажа строго регламентирована и составляет примерно 12-14 часов. При этом полетное время (считается от момента запуска двигателей в аэропорту отправления и до их выключения в аэропорту прибытия) может быть не более 11 часов.

В случае достаточно длительного перелета (12-14 часов) в состав экипажа включаются дополнительные пилоты. Естественно, после каждого полета регламентируется и минимальное время отдыха экипажа. Это время может быть от 10 до 14 часов (в зависимости от условий и продолжительности рейса).

Эти нормативы, кстати, авиакомпании используют когда решают, будет смена экипажа в промежуточном аэропорту или нет.

P.S. И как сказал Николай Жуковский «Самолёт – величайшее творение разума и рук человеческих. Он неподвластен никаким авторитетам, кроме лиц, уважающих лётные законы»

Говорит пилот

Герой интервью Я хочу чтоб люди в РФ стали патриотами своей страны Я умею слушать собеседника не перебивая его Что накипело вялая борьба с коррупцией Я никогда не унываю

Денис – бывший военный летчик, а сейчас пилот российской авиакомпании S7 Airlines. Называть свою фамилию Денис отказался, потому что не хочет становиться звездой СМИ, однако он откровенно ответил на все наши вопросы о не простой профессии.

Арриво: Денис, спасибо, что уделили нам время. Расскажите, что такое быть пилотом?

Читайте также:  Правда ли, что в сельской местности сокращенный режим рабочего дня для всех работников?

Д: Работа пилота – это, прежде всего, ответственность за тех, кто сзади.

Отлично сказано. Для пассажиров пилоты, это такие «Люди Х», их супер способность – умение управлять огромной крылатой машиной. Вы замечаете восхищенные взгляды, когда идете по аэропорту в эффектной форме?

К взглядам я уже привык и не обращаю на них внимания, хотя поначалу было несколько непривычно. Я недолго работаю в гражданской авиации, офицер запаса.

А если я, например, захочу стать пилотом, что мне для этого нужно? С чего начать?

Прежде всего необходимо желание, а далее по списку: здоровье, интеллект и, безусловно, понимание того, что каждое отделение от земли не гарантирует безболезненное возвращение на нее.

Что самое сложное в вашей работе и как удается справляться с таким графиком?

Что самое сложное? Трудно доложить… Для каждого пилота это что-то свое, нет однозначного ответа на этот вопрос. Лично для меня – второй ночной рейс подряд. Человек, такое создание, что привыкает ко всему, тем более к графику, но тут хуже другое.

Когда зная свой график работы на месяц, и планируя свои выходные под семейные или личные дела, сталкиваешься с его изменениями и, как правило, по закону бутерброда, не в твою пользу.

Вот тут начинается ломка твоих планов, но к этому надо относиться философски – кто об этом вспомнит через 100 лет?

Сколько у вас часов налета за месяц, примерно?

Налет в месяц примерно 80 +/- 4 часа.

Если сравнить со стандартным графиком офисного сотрудника, чтобы налетать 80 часов в месяц, работать надо 6 дней в неделю. – прим. Арриво

Многих волнует вопрос автопилота. Действительно ли самолет летит в авто режиме, а пилот управляет только взлетом и посадкой?

И да и нет. Взлетом однозначно управляет один из пилотов, посадкой тоже, но бывают такие метеорологические условия, при которых посадка в ручном режиме запрещена (не буду вдаваться в подробности почему, профессионалы поймут, а пассажиру главное долететь из пункта А в пункт Б, не так-ли?).

Ну а после набора крейсерского эшелона (если все оборудование работает исправно) самолет действительно летит по заложенной программе, ну или если хотите, на автопилоте.

Эшелонирование – создание интервалов по высоте и расстоянию между находящимися в полете самолетами. – прим. Арриво

Поймите меня правильно, зачем тратить силы и ресурс экипажа на нудный горизонтальный полет? Даже если вернуться лет на 50-60 назад, то начиная с Ан-10 автопилоты уже устанавливались, и это ни для кого не секрет. Представьте себе ситуацию, что вы пассажир-турист но в порту назначения посадку можно выполнить только в автоматическом режиме по метеоусловиям. Вам, как пассажиру это важно?

В кабине два человека, верно? Второй пилот – постоянный напарник?

Как правило, на рутинный рейс компонуются экипажи в интересах авиакомпании, и распределение обязанностей обсуждается на предполетном брифинге между капитаном и вторым пилотом в форме дружеской беседы.

Зачастую, пилоты знакомится друг с другом перед вылетом, но без паники! Существуют определенные правила, прописанные авиа перевозчиком и фирмой-изготовителем воздушного судна которые в однозначном порядке обязаны выполнять, и выполняют все лица, допущенные к управлению воздушным судном, и это ЗАКОН.

Офисные сотрудники берут с собой контейнеры с супом или салатом. А вы питаетесь тем, чем и пассажиры или все-таки приносите что-то свое?

Как вы себе представляете пилота, который тащит с собой баночку с борщом на борт? Питание для экипажа получается из того же лотка, что и для пассажира, только меню несколько иное. Не знаю, как в других авиакомпаниях, но у нашей рацион зависит от цеха бортпитания аэропорта Домодедово, но я не жалуюсь.

Можно ли в полете почитать книгу или разложить пасьянс на телефоне?

Управление воздушным судном есть процесс, требующий постоянного и перекрестного контроля над системами воздушного судна и режимом полета. Возможно, кто-то себе позволяет отвлечься от мониторинга, но только не пилоты и бортпроводники нашей авиакомпании.

Бывали ли у вас внештатные ситуации и если они случаются то, как часто?

Пилотом гражданской авиации – нет, ну это и понятно. Вся авиатехника в авиакомпании S7 новая, кто не верит, пусть гуглит.

А в мою бытность военным летчиком случалось. Самый сложный отказ-взлет за рейсом Пулково 612, он пошел на Питер, а мы на Москву за ним, при подходе к Задонску отказал правый (критический) двигатель. Наш экипаж доблестно выполнил посадку, и лишь спустя 30 минут нам сказали, что питерцы погибли.

А у нас и стекла трещали, и разгерметизация на 5400 была, и молния дубасила в лайнер, и навигационное оборудование отказывало, а как без этого, работа такая.

Катастрофа рейса Пулково 612 – одна из крупнейших по числу жертв в истории российских авиакомпаний. – прим. Арриво

Между полетами есть время на путешествия? Например, несколько дней погулять по городу. Кстати, визу надо получать как обычно?

Между рейсами есть возможность выспаться и провести время с детьми, погулять по городу. Про визу ничего говорить не буду, по работе, как вы сами понимаете, часто приходиться быть за рубежом, но, как правило, существуют межгосударственные соглашения, позволяющие находиться работникам авиакомпаний в данном государстве без визы на срок не превышающий 72 часа. Все остальное – частным порядком.

В отпуск летаете или предпочитаете поезд? Если летаете, то, каково ощущать себя пассажиром?

В отпуск лично я езжу к родителям на автомобиле, ну не люблю я эти за границы. А супруга летает на самолетах нашей авиакомпании к себе на родину, хотели вот в Крым слетать на днях, но обстоятельства мешают.

  • То есть вы никогда не путешествовали по миру?
  • Повторюсь, за границей ни разу не отдыхал, пусть все посмеются…
  • Что вы посоветуете людям, которые боятся летать?
  • Кто боится летать, того ждет участь РЖД.

И наконец, не могу удержаться и не спросить, овации после приземления – хорошо или плохо? Некоторые считают, что это тоже самое, что аплодировать чайнику, когда он вскипит.

Лично мне в кабине не слышно, рукоплещут нам или же молча сидят, а спрашивать об этом бортпроводников не корректно и вообще дурной тон – хлопать чайнику.

  • Погода новой зеландииОбщие положенияНастоящая Политика конфиденциальности (далее – «Политика») определяет порядок обработки персональных данных и меры по…
  • ЦУМ расшифровкаПродолжая вековые традиции, ЦУМ и сегодня – первый и главный department store страны, предлагающий продукцию…
  • Разговорник на итальянскомКак объясняться без знания языка – психология общенияБез знания местного языка можно перемещаться практически по…
  • Полесье орловскоеНа огромной территории России собрано множество интересных, красивых и уникальных природных объектов. Один из таких…

Как устроена кабина самолета Airbus-320

Кабина экипажа – это помещение, расположенное в передней части самолета, откуда летчики осуществляют управление. В кабине пилотов находятся их рабочие места.

Они состоят из рычагов управления и приборной панели.

Лобовые стекла имеют гидрофобную защиту от снега и дождя и механические стеклоочистители (работают по такому же принципу, как автомобильные).

Прочность лобовых стекол рассчитана на вероятную встречу с птицами.

https://www.youtube.com/watch?v=7J9tLCJII6M\u0026pp=ygV80KfRgtC-INC80L7QttC90L4g0YHRh9C40YLQsNGC0Ywg0YDQsNCx0L7Rh9C40Lwg0LzQtdGB0YLQvtC8INC_0LjQu9C-0YLQsCDQv9Cw0YHRgdCw0LbQuNGA0YHQutC-0LPQviDQsNCy0LjQsNC70LDQudC90LXRgNCwPw%3D%3D

Пассажирский самолет имеет кабину, отделяющуюся бронированной перегородкой с запираемой дверью от других помещений.

Летный экипаж состоит из:

  • первого пилота (командира корабля);
  • второго пилота;
  • бортмеханика (бортинженера);
  • бортового радиста;
  • штурмана.

Сегодня почти на всех пассажирских самолетах установлено автоматизированное управление самолетом, характеризующееся высоким уровнем надежности. Этого удалось добиться за счет многоступенчатой системы контроля.

За всю историю авиации кабина экипажа постоянно менялась и только 40 лет назад обрела некоторую стандартизацию. Нынешние кабины практически полностью компьютеризированы. Ручную систему управления сменили электрические с интерфейсом из сенсорных экранов и штурвалом управления с электронными боковыми ручками.

В современной кабине пилота неотъемлемыми пилотажными приборами являются:

  1. Пульт режимов самолета.
  2. Главный пилотажный дисплей.
  3. Индикатор навигационных данных.
  4. Радиопеленгатор.
  5. Рычаг управления двигателем.
  6. Система оповещения членов экипажа и индикации состояния силовой установки.
  7. Радар.
  8. Элементы управления навигацией.
  9. Резервные приборы.
  10. Блок управления полетом.

В дальнейшем инженеры планируют оборудовать кабину экипажа специальными преобразователями, которые дадут возможность пилотам наблюдать виртуальную трехмерную картину вне самолета.

Подобное графическое представление видимости вне самолета будет показывать близость других воздушных судов, ближайшие местности и выходы в зону аэродрома. Таким образом, виртуальная трехмерная аппаратура даст возможность осуществлять успешные перелеты даже в условиях нулевой видимости.

В сочетании с системой предупреждения и другими инновациями перелеты в будущем станут еще более безопасными.

Расположение кабины на воздушном корабле

Местом для кабины самолета является его передняя часть. Именно отсюда осуществляется управление данным транспортным средством.

Поскольку на авиалайнере не слишком просторно, для кабины самолета отведено минимальное допустимое пространство. Управление воздушным кораблем осуществляют пилоты, для которых предусмотрено два рабочих места.

Кабина самолета при помощи запираемой двери и бронированной перегородки отделена от остальных помещений.

Вид из иллюминатора самолета

Самое запоминающееся зрелище во время полета — это несомненно вид из окна самолета. Открывающиеся глазам панорамы притягивают и завораживают.

Пейзаж из окна авиалайнера зависит от борта, возле которого сидит пассажир, маршрута и времени перелета. Ночные перелеты являются одними из самых скучных, так как во время них не всегда видно даже облака, которые ниже летательного аппарата, а крылья обозначаются только небольшими огнями.

При перелетах на рассвете и на закате вы сможете наблюдать из иллюминатора красочные картины. Заранее подготовьтесь делать снимки, рассвет и закат длятся всего полчаса.

Важно! Если полет происходит утром, а иллюминатор выходит на восток, в него будет очень ярко светить солнце. Светило может причинить вред вашим глазам. Такое же явление может наблюдаться при полете вечером, если иллюминатор выходит на запад.

Закат из иллюминатора самолета

Чем обеспечена видимость для пилотов?

Кабина самолета оборудована лобовыми стеклами с особым гидрофобным покрытием, благодаря которому обеспечивается надежная защита пилотов от снега и дождя. Также стекла оснащены специальными механическими стеклоочистителями, по принципу действия сходных с автомобильными.

Видимость обеспечивают два лобовых и два боковых стекла. Лобовые стекла обладают достаточной прочностью, благодаря которой они выдерживают столкновение с птицами. В конструкции предусмотрены две откатные прозрачные форточки.

Читайте также:  Можно ли гражданина Узбекистана, привлеченного к работе в порядке организованного набора, уволить за прогул? 

При необходимости они могут использоваться пилотами в качестве аварийных люков.

Состав летного экипажа

Сегодня во многих самолетах управление автоматизировано. При этом используется многоступенчатая система контроля, которая обеспечивает высокую степень безопасности управления, для достижения чего в составе экипажа должно быть не менее двух человек: первый пилот (командир корабля) и второй пилот.

https://www.youtube.com/watch?v=7J9tLCJII6M\u0026pp=YAHIAQE%3D

В зависимости от того, на какую дальность рассчитан рейс, в летный экипаж также могут быть включены:

  • бортовой инженер (бортмеханик);
  • штурман;
  • бортовой радист.

Кто размещается в них

Кабины самолетов обычно предназначены для целого ряда людей. В них во время выполнения полета должны находится:

  • командир корабля, он же первый пилот
  • второй пилот
  • бортинженер
  • штурман
  • радист

Однако в связи с развитием различных информационных технологий, которые неустанно развиваются и двигаются вперед, многие функции вспомогательных членов экипажа вполне успешно исполняются электроникой. Поэтому сегодня варианты, когда в кабине находится максимум 3 человека, а то и вовсе ограничиваются лишь пилотами, нередки.

Основные пилотажные приборы

В кабине самолета осуществляется управление бортом. Для этой цели к услугам пилотов представлены специальные рычаги и приборные панели. Внутри кабина самолета (фото в статье) оснащена следующими приборами:

  • пультом режима;
  • главным пилотажным дисплеем;
  • индикатором навигационных данных;
  • радиопеленгатором;
  • специальным рычагом, с помощью которого осуществляется управление двигателем;
  • системой, которая оповещает пилотный экипаж о состоянии силовой установки самолета;
  • радаром;
  • навигационными управленческими элементами;
  • резервными приборами;
  • специальным управленческим блоком.

Ниже представлено фото кабины самолета.

Учимся триммировать

К этому моменту мы уже узнали, что изменения конфигурации полета (режима двигателя, закрылков) требуют удержания носа в какой-то одной позиции – и это позиция далеко не всегда соответствует нейтральному положению штурвала. Можно лететь, постоянно оказывая давление на штурвал – но это не очень удобно и безопасно. Постоянная «борьба» с штурвалом приведет к усталости рук и невозможности точно контролировать параметры полета.

К счастью, мы можем перенести положение «нейтральной точки» нашего штурвала так, чтобы он создавал нужное давление сам. Этот процесс называется триммированием (trimming).

Восстановите обычный режим полета (обороты, тангаж, крен, рыскание, закрылки). Отпустите штурвал и посмотрите, что произойдет с самолетом.

Если он опускает нос вниз, выведите самолет в горизонт и попробуйте снять усилия со штурвала путем поворота колеса сверху вниз. Если же задирает нос вверх, крутите в противоположную сторону. Для проверки точности триммирования приотпустите штурвал. Повторяйте процедуру до тех пор, пока самолет не будет удерживать нос горизонтально в нейтральном положении штурвала.

Мы только что выполнили триммирование самолета. Давайте обобщим эффект от триммера: поворот колеса триммера руля высоты меняет усилия на штурвале по оси тангажа.

Как расположено оборудование?

Все приборы размещены в соответствии с их частотой использования и важностью. Самые главные из них расположены в зоне видимости и доступности пилотов. С целью обеспечения надежного управления авиалайнером конструкторами продублированы наиболее важные приборы для командира корабля и второго пилота.

При помощи ножных педалей и специальных рукояток, которые расположены на боковых пультах, летчики могут менять курс самолета, тормозить основные колеса во время их пробега по земле, а также поворочивать носовое колесо.

У командира корабля и у второго пилота пульты оснащены отдельными рукоятками. С их помощью летчики управляют носовым колесом во время взлета воздушного корабля.

На приборной доске, которая располагается прямо перед пилотами, имеются резервные и основные индикаторы, указывающие на уровень давления в кабине самолета, состояние сигнализации и силовой установки. Тут же расположены рукоятка, с помощью которой выпускается и убирается шасси, и пульты, приводящие в действие автопилотирование.

Между креслами командира корабля и второго пилота расположен средний пульт. Он отвечает за управление крыльями воздушного корабля, тормозом, радионавигацией и связью.

https://www.youtube.com/watch?v=m0LzNWKH-bg\u0026pp=ygV80KfRgtC-INC80L7QttC90L4g0YHRh9C40YLQsNGC0Ywg0YDQsNCx0L7Rh9C40Lwg0LzQtdGB0YLQvtC8INC_0LjQu9C-0YLQsCDQv9Cw0YHRgdCw0LbQuNGA0YHQutC-0LPQviDQsNCy0LjQsNC70LDQudC90LXRgNCwPw%3D%3D

Верхняя часть кабины самолета оснащена навигационными и пилотажными индикаторами, датчиками освещения и управленческими пультами, которыми летчики пользуются в автономном режиме полета.

На верхней панели имеется датчик ЦСО (центрального сигнального огня), который извещает летчиков в случае, если увеличивается крен воздушного корабля.

Верхняя панель также оснащена щитками с кнопками, при помощи которых пилоты управляют подачей топлива, электроснабжающими системами, гидравликой, пожарной защитой и кондиционером.

Создаем крен

За управление креном обычно отвечают элероны (ailerons) – специальные рулевые поверхности, расположенные ближе к законцовкам крыла. Они контролируются поворотом штурвала.

Выведите нос самолета в горизонт и убедитесь, что скорость находится за пределами белой шкалы. Поверните штурвал вправо, дайте самолету слегка наклониться (10 градусов хватит), а затем – отпустите.

Мы можем увидеть, что картинка за окном снова поменялась – теперь мы видим все под углом. Взгляните на авиагоризонт – вы обнаружите, что риски находится горизонтально, а сама линия горизонта наклонилась. Авиагоризонт отражает ту же картину, что мы видим за окном.

Самолет в крене

Заметьте, что самолет сохраняет данный вами крен и без всякого давления на штурвал.

Снизу от авиагоризонта вы увидите указатель курса (direction indicator) – прибор, показывающий направление, в сторону которого смотрит нос самолета. Обратите внимание на то, что наш курс меняется – то есть самолет поворачивает (совершает рыскание).

Поверните штурвал влево и удерживайте до тех пор, пока линия горизонта снова не станет ровной. Крен исчезнет, и самолет будет лететь прямо.

Первичным эффектом элеронов является создание крена, а вторичным – рыскание.

Дополнительные приборы

В устройстве кабины самолета конструкторы-проектировщики также позаботились и о сервисном, вспомогательном индивидуальном оборудовании.

Кабины оснащены:

  • Удобными столиками для работы с бумагами. Для большего комфорта столики расположены возле кресел пилотов.
  • Подставками для ручек, карандашей и другой фурнитуры.
  • Местами для хранения личных мелких вещей пилотов.
  • Специальными держателями для чашек.
  • Пепельницами закрытого типа.
  • Местами для хранения документации.

Что обеспечивает защиту экипажа?

С целью предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц внутрь пилотых кабин разработаны соответствующие нормативные документы, согласно которым они оснащены:

  • Усиленными дверьми и перегородками.
  • Дверными замками, которые способны выдерживать ударные нагрузки. Такими замками могут воспользоваться только летчики со своих рабочих мест.
  • Специальными кодовыми устройствами, которыми может воспользоваться только бортпроводник воздушного корабля. Как утверждают специалисты, наличие кодовых замков очень удобно, особенно в случае ухудшения самочувствия одного из пилотов и потери им дееспособности.
  • Системами видеонаблюдения. Они дают возможность пилотам держать в поле зрения как пассажирский салон, так и зону, прилегающую к самой кабине.

Бронированная дверь и специальная перегородка между экипажем воздушного корабля и пассажирами призвана защитить летчиков от огнестрельных ранений.

Итоги

Сегодня мы научились контролировать самолет во всех осях, триммировать его, пользоваться закрылками и менять режим работы двигателя. В нашем следующем занятии мы разберем, как менять скорость полета, выполнять набор высоты и снижение, а также правильно совершать развороты.

Я буду очень рад, если кого-то из вас статья вдохновит попробовать полетать в симуляторе, и буду ещё больше рад, если после этого вы придете на настоящий аэродром. Главное — не используйте эту статью для реального обучения, всегда слушайте инструктора и читайте сертифицированную литературу. Если вам интересна тема полетов в целом и вы хотите получать больше вдохновения, то можете:

  • подписаться на мой Telegam-канал, в котором я подробнее разбираю теорию и рассказываю о своих полетах в Англии
  • на YouTube-каналы «Записки пилота» и kudri_fm.

Хоть эту статью и ревьюили два коммерческих пилота, она может не покрывать некоторых интересных для вас аспектов. Если так, обязательно дайте мне знать об этом в х. Увидимся в небе!

Зона отдыха

При авиаперелетах на расстояния свыше 15 км к психическому и физическому здоровью летчиков предъявляются особые требования. Такой полет может длиться не менее 18 часов, что для человеческого организма очень утомительно. Поскольку от бодрости и спокойствия пилотов зависят чужие жизни, то для летного экипажа разработаны следующие специальные профилактические меры:

  • Для каждого пилота предусмотрен свой индивидуальный комплект питания. Это дает возможность одному летчику принимать пищу в то время, когда второй управляет самолетом.
  • Для каждого пилота разработан индивидуальный режим, согласно которому летчик во время длительного рейса имеет право на пятичасовой сон. Специально для этого воздушный корабль оборудован комнатой отдыха. Она может быть расположена в пассажирской части самолета. Управление в таких случаях осуществляется другим пилотом.

Контролируем тангаж

Пройдите начальное обучение и «попросите» инструктора дать вам немного полетать в свободном режиме. В центре приборной панели расположен авиагоризонт (artificial horizon, attitude indicator, AI).

Его легко узнать по характерному синему и коричневому цвету, которые обозначают соответственно небо и землю.

По центру прибора расположена точка, которая показывает нос вашего самолета, а по бокам – риски, символизирующие крыло.

Слева от него расположен указатель воздушной скорости (airspeed indicator, ASI). Читается примерно так же, как спидометр в наземном транспорте, но скорость измеряет в узлах – морских милях (1.852 км) в час.

Мы учимся летать по правилам визуальных полетов, поэтому сам авиагоризонт нам использовать необязательно. Тем не менее, наш полет это хорошая возможность ознакомиться с принципами его работы.

За изменение тангажа отвечает руль высоты (elevator), расположенный, как правило, на хвосте самолета. Настало время им воспользоваться.

Убедитесь, что стрелка скорости расположена выше белой зоны на указателе скорости. Запомните значение скорости, а затем слегка (слегка!) возьмите штурвал на себя.

Обратите внимание на то, как изменяется картина за окном. Мы стали меньше видеть землю и больше неба. Взгляните на авиагоризонт и сопоставьте картину на нем с картиной за окном.

Проверьте скорость. Вы увидите, что она упала.

Нос направлен вверх

Отпустите штурвал. Самолет начнет сам выводить нос в горизонт. Снова проверьте скорость – она должна вернуться к исходному значению.

Повторите ту же процедуру, но наклонив нос вниз. Теперь землю видно больше, чем небо, а скорость растет. При отпускании штурвала нос возвращается в прежнее положение.

Нос направлен вниз

Вот вам простая аналогия – представьте, что вы катитесь на машине с горки. Что будет происходить с вашей скоростью, если газ и передача останутся неизменными?

Подытожим. Первичный эффект руля высоты это изменение тангажа самолета. Вторичный же это изменение скорости.